В Москве стали открываться сетевые рестораны и магазины из регионов России и стран СНГ
На рынке стрит-ретейла (торговых точек с прямым выходом на улицу) Москвы наблюдается оживление спроса и увеличение бюджетов на аренду помещений по сравнению с концом 2014 года. Такой вывод содержится в обзоре рынка торговой недвижимости с начала 2015 года международной консалтинговой компании JLL.

«Например, средний бюджет банков на аренду помещений площадью 100–200 кв. м вырос по сравнению с концом 2014 года на 34% — до 800 тыс. руб., продуктовых магазинов и салонов связи — на 11%», — приводит примеры начальник отдела стрит-ретейла компании JLL Светлана Ярова.

Основными драйверами спроса в московском стрит-ретейле сейчас являются сделки, приостановленные в конце прошлого года. Однако около 30% от общего объема спроса составили новые игроки на московском рынке стрит-ретейла, в том числе сети кафе и магазинов из других городов России и стран СНГ. «В большинстве случаев они пока только тестируют рынок и не всегда готовы к арендным условиям столицы, но тем не менее первые сделки уже происходят, — уточняется в исследовании. — В первую очередь «дебютанты» рассматривают центральные, наиболее известные локации, в том числе пешеходные зоны».

В качестве примера приводится сеть ресторанов ObedBufet из Санкт-Петербурга, украинские кафе «Руккола», «Тарантино», ряд сетей из ЦФО России и Армении.

Наиболее активны на рынке стрит-ретейла в первом квартале 2015 года были кафе и рестораны (34% от общего объема спроса), а также продуктовые магазины (22% от общего спроса). «К концу первого квартала существенно оживился спрос со стороны банковского сектора — если в течение 2014 года на банки приходилось всего 3,5% от общего объема спроса, то по итогам прошедшего квартала их доля выросла до 16%, — рассказывает Светлана Ярова. — Так, в начале этого года ряд государственных банков завершили несколько сделок аренды под филиальную сеть, а банки, получившие господдержку, вернулись к рассмотрению помещений, планируемых к подписанию в течение 2015 года».

Схожие данные подтверждают и в других компаниях. «Для многих ретейлеров помещения формата стрит-ретейла в Москве стали непривлекательны в связи с изменениями городской среды, появлением новых пешеходных улиц, а также расширением зон платной парковки, — говорится в отчете компании Welhome. — В стрит-ретейле на центральных улицах остались работать в основном предприятия общественного питания».