Стоимость «проверенного временем» жилья зависит от архитектурных решений
ПОХОЖЕ, ЧТО влияние экономического кризиса на архитектуру понемногу заканчивается. Во всяком случае, модные столичные архитекторы сегодня заговорили о прекрасном. Красота, как известно, требует жертв, а если на языке прагматики, то серьезных финансовых вложений. Видимо, они в среде зодчих ожидаются.

На днях ведущие московские зодчие и представители риелторского сообщества за «круглым столом» обсуждали проблему влияния архитектурной составляющей на покупательский спрос. В дискуссии приняли участие архитекторы Сергей Скуратов, Николай Лызлов и Михаил Филиппов, а также девелоперы и риелторы - генеральный директор компании Tweed Ирина Могилатова, ее коллега из компании Welhome Анастасия Могилатова, руководитель департамента продаж городской недвижимости компании IntermarkSavills Екатерина Гурьева, директор департамента продаж элитных новостроек Contact Real Estate Дмитрий Воронков и др.

Драматургия мероприятия строилась на приеме контраста. Друг против друга вышли на состязание два проекта в элитной «весовой категории» - «Итальянский квартал», который возводится на ул. Фадеева, д.4, и «Садовые кварталы», строящиеся в Хамовниках. Первый из них воплощает классическую эстетику средиземноморской архитектуры, второй реализует принципы модернизма. Проект «Итальянского квартала» сделан Михаилом Филипповым, имя которого прозвучало в архитектурных кругах еще в начале 1980 годов - Михаил Филиппов происходит из круга так называемых архитекторов-бумажников (Александр Бродский, Илья Уткин, Андрей Савин, Михаил Лабазов и др.), которые в начале 80-х успешно участвовали в зарубежных конкурсах со своими фантастическими проектами. Модернистскую архитектуру «Садовых кварталов» придумал Сергей Скуратов, а консультантом по общей структуре спроектированного жилого массива явился бывший главный архитектор Барселоны Хосе Асебилью.

Архитектурная концепция стала нехарактерной для столичного элитного жилья. Как правило, дома для богатых огораживаются высоким забором, плюс к нему прилагается огромный штат охраны. Почти половина участка «Садовых кварталов» отдается под общественную парковую зону с прудом. Разумеется, в комплексе предусмотрены и огороженные дворы, но проект при этом создает новые городские публичные пространства.

Первое, что постарались донести до собравшихся зодчие, - архитектура, по их мнению, не есть потребительский товар. Михаил Филиппов фундировал этот тезис отсылкой к этимологической основе самого слова «потребление», которое на старославянском значило «умерщвление». Впрочем, если не углубляться в старославянский, то общую идею архитекторов можно выразить словами классика: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». «Рукопись» в данном случае - стиль, но здание в целом, как считают зодчие, должно являться сопричастным вечности, иначе говоря, эстетике прекрасного. Ее поддерживает и покупательский спрос: как считают риелторы, 80% покупателей «элитки» знают, во что они вкладывают деньги. Имя архитектора для них - не пустой звук, а гарантия качества, мерило вкуса, и как следствие - гарантия возможности в перспективе продать квартиру по более дорогой относительно общего состояния рынка цене. «В последние три - четыре года архитектурная составляющая становится все более значимой для покупателя. Люди ищут индивидуальность и самовыражение в том жилье, которое они выбирают», - констатировала Анастасия Могилатова.

Сойдясь на том, что архитектура - вещь важная для элитного жилья, собравшиеся принялись обсуждать ее стоимость. Конкретных цифр и соотношений, правда, не прозвучало. Зато Сергей Скуратов обрисовал ситуацию драматичным образом: «Девелоперы понимают, что имя архитектора прибавляет продукту цену, но «давятся» - экономика позволяет только копеечную архитектуру. Происходит ломка, хотя всем ясна перспективность вложений в хорошего архитектора, но сразу тратить много не хочется. Да и потом, всегда можно заказать профессионалу эскиз, предпроект, а сам проект по этой оригинальной творческой идее сделает кто-то попроще, да еще и удешевит: вместо стальных конструкций поставит алюминиевые, вместо немецкого кирпича - голицынский и так далее. Смету любого проекта можно снизить в два раза».

Как тенденцию последних лет архитекторы отметили, что элитной архитектуре больше нет надобности скрываться, притворяясь как можно более «серенькой». «Когда в начале нулевых мы стали застраивать элитными домами Остоженку, нас обвиняли в том, что мы «средовики», то есть идем на поводу у бедной архитектурной среды на много классов ниже и не выпендриваемся. Девелоперы и тогда были против, им импонировала идея яркого высказывания. А от среды они хотели отгородиться забором и охраной. Затем в районе Остоженки появилась возможность сделать уже группу элитных домов, и мы задумались о самобытных фасадах. К тому времени враждебность среды нивелировалась. Я сделал Купер-хаус; идея была в том, чтобы этот объект был включен в общественное пространство, чтобы при нем не было забора. Заказчик высказался против, но мне удалось ему доказать обоснованность этого решения - Купер-хаус встраивался в гомогенную безопасную для жильцов среду», - рассказал г-н Скуратов. По его словам, новые дома для богатых в городе уже могут решать другие задачи - устанавливать иные стандарты качества архитектуры и комфорта для жильцов. Проблема, которая не являлась решаемой ранее, - вид из окна. Как правило, это был вид на очень маленький огороженный дворик или стену соседнего дома. Однако вписывание в городскую среду от этого неудобства естественным образом избавляет. В частности, в «Садовых кварталах» коммуникация между корпусами происходит через мостики, протянутые над землей и доступные только жителям этих домов.

В целом, как отметила Людмила Потапова, руководитель отдела продаж проекта «Итальянский квартал» из компании «ГУТА-Девеломент», элитная недвижимость по ряду причин обязательно превращается в компромисс: «Архитектор имеет собственное понимание проекта и стилевой специфики, рынок диктует свои требования, сейчас средний метраж квартир уменьшился с 150 до 120 квадратных метров, а ведь это совершенно другая планировка, другое количество окон и т. д. В итоге заказчик объекта получает совсем не то, что хотел изначально», - посетовала она на сложности работы в высоком ценовом сегменте.

Впрочем, и компромисс может оказаться продуктивным, прогрессивным, можно сказать. В «Итальянском квартале», например, Михаил Филиппов повенчал эстетику и технологию: «Это проект террасный, тут остро стоял вопрос о дополнительных вентиляционных системах в квартирах, которые бы поглощали посторонние запахи, неизбежные в домах террасного типа. В доме есть мощные контрфорсы (вертикальные опоры, усиливающие основную несущую конструкцию), которые скрывают в себе инженерные коммуникации современной постройки. Вмонтированные в стены вентиляционные устройства позволяют очищать воздух в замкнутых патио. Для меня очень важно было доказать, что может и не быть противоречий между эстетикой и технологическим аспектом», - рассказал г-н Филиппов.

В общем-то, подобные решения, наверное, и есть мастерство зодчего. Когда «красиво» соответствует «удобно» и «качественно», возникает архитектура в полном смысле этого слова. Как показывает практика, два соседних дома класса «А», построенные в одно время, сразу после начала продаж реализуются по сходной цене вне зависимости от того, какой архитектор приложил руку к их созданию. Зато спустя лет 10 - 15 на вторичном рынке, в зависимости от качества архитектурного решения, стоимость квартир может различаться на 20 - 30%.

Источник: Московская перспектива