Недвижимость на Рублевке начала дешеветь с кризисного 2008 года — тогда ее стоимость просела на 10–15%. И до сих пор рынок так и не смог восстановиться — немного укрепившись, цены снова стали снижаться в 2012 году. Эксперты считают, что свою роль в этом сыграла транспортная ситуация (и так узкие дороги часто перекрывают из-за правительственных кортежей), а также то, что многие обитатели этих районов стали либо вовсе уезжать из страны после кризиса, либо перебираться ближе к центру столицы. В 2014 году последовал новый удар: на Рублево-Успенском шоссе стали появляться поселки эконом-класса. Такая же участь постигла и Новую Ригу, которая успела укрепиться в статусе альтернативы Рублевке. Не прошел мимо владельцев дорогих особняков кризис, который обесценил рубль. Продаются дома на Рублевке плохо, несмотря на снижение цен в некоторых поселках на 20–40%. Дело в том, что ликвидными здесь можно назвать всего около 20% выставленных на продажу объектов.

По данным Point Estate, на Рублево-Успенском шоссе ежегодно появляется по 100–120 предложений на вторичном рынке, из которых около 80–100 реализуется. Устаревшие коттеджи, построенные около восьми-девяти лет назад, мало кого интересуют. В итоге собственники, как правило, начинают сдавать дома в аренду. Кроме того, Москва разрастается, недалеко появляется многоэтажная застройка. А такое окружение покупателям элитной недвижимости не подходит.

Рублевка еще будет трепыхается
Отмечая определенные проблемы на Рублево-Успенском шоссе, эксперты продолжают в него верить, потому что там уже есть сформировавшийся костяк объектов и их владельцев.
«Рублево-Успенское шоссе — самое старое и развитое направление Московской области, с максимальной инфраструктурой, а значит, наиболее приспособленное для загородной жизни», — говорит генеральный директор агентства недвижимости Point Estate Тимур Сайфутдинов. Вплоть до 1-го Успенского шоссе массовое жилье пока не строят и не планируют, а те проекты эконом-класса, которые там уже есть, предназначены в основном для обслуживающего персонала элитных поселков этого направления, подчеркивает эксперт.

Новая Рига будет укрепляться
Верят эксперты и в Новорижское направление, несмотря на заявленный одним из застройщиков масштабный проект эконом-класса. «Обещания построить здесь несколько миллионов квадратных метров массового жилья если и будут выполнены, то через 10–15 лет», — говорит Тимур Сайфутдинов. По его словам, Новая Рига — это хорошее направление для бизнес-класса, хотя здесь есть и качественные элитные проекты. Эксперты прогнозируют укрепление Новорижского шоссе в направлении бизнес-класса и возможное усиление предложения элитного и премиум-жилья. Аналитики отмечают хорошую транспортную доступность: Новорижское шоссе на сегодня одно из самых быстрых направлений. Также вдоль Новой Риги располагается большое количество инфраструктурных объектов, ориентированных на обеспеченных клиентов.

Элитные анклавы на других направлениях
Отдельные «элитные образования» можно найти на Калужском и Минском шоссе. Элитной застройки уже довольно много на Киевском шоссе, и этот сегмент может развиваться здесь и дальше, считают эксперты. «Киевское и Минское направление привлекают экологией и хорошей транспортной доступностью», — говорит директор по маркетингу компании Villagio Estate Антон Гололобов. Хорошая транспортная инфраструктура должна со временем появиться и на Калужском направлении, которое входит в Новую Москву.  Недавно в интервью «Газете.Ru» вице-мэр и глава стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин заявил, что уже в 2017 году шоссе станет скоростным и территория будет востребованной. «В том, что Калужка — это Новая Москва, есть конечно, минусы, так как там будет много высотных домов. Но теоретически развитие новых территорий может давать и определенные плюсы в перспективе при грамотном планировании, если будет однородная застройки плюс хорошая инфраструктура», — считает Гололобов.

«Cпрос на элитную загородную недвижимость существует и на Дмитровском шоссе, транспортная ситуация на котором несколько улучшилась с открытием новых развязок», — говорит руководитель департамента стратегического консалтинга и исследований компании Welhome Андрей Хитров. По мнению экспертов, преимуществом этого направления является наличие проектов у большой воды, высокая концентрация яхт-клубов и соответствующей инфраструктуры, относительно благоприятная экологическая ситуация и живописный ландшафт.

По данным компании Villagio Estate, сейчас около 40% спроса на элитные объекты на первичном рынке приходится на Новорижское шоссе, а на Рублево-Успенское — порядка 15%. Среди остальных направлений лидирует как раз Дмитровское (6,9%), далее следует Киевское (3,8%), Минское (3%) и Калужское (2,5%). По мнению аналитиков компании, все эти районы будут развиваться в дальнейшем, но в основном как вторичный рынок. На этих направлениях ожидается появление новых элитных поселков, но очень небольших.

Универсальная Новая Москва
Как ни странно, некоторые эксперты считают, что за элиту может побороться и Новая Москва, которая сейчас застраивается в основном комплексами эконом- и комфорт-класса. «Московское правительство жестко контролирует ситуацию по этажности застройки территории Новой Москвы, и курс взят на малоэтажную застройку, — говорит управляющий партнер «Миэль — Загородная недвижимость» Владимир Яхонтов. — Какое-то количество многоэтажных домов, конечно, появится. Но новые разрешения на многоэтажки вряд ли будут выданы. А это довольно весомая защита собственников элитного жилья от наличия вблизи «высотных бетонных монстров». 

Перспективы Новой Москвы связаны также с развитием инфраструктуры, считает эксперт. Согласно Адресной инвестиционной программе развития Новой Москвы, в течение ближайших двух лет на присоединенной к столице территории обещают построить три школы, пять детских садов, восемь объектов здравоохранения. «Также планируется реконструкция всех основных магистралей и соединительных хорд, строительство и проектирование дополнительных дорог и развязок. Реконструкция основной улицы Новой Москвы — Калужского шоссе — уже начата», — подчеркивает Владимир Яхонтов.