Портал ComEstate.ru выясняет, как запуск МЦК может отразиться на рынке коммерческой и жилой недвижимости. Можно ли говорить, что в данных районах возрастет инвестиционная привлекательность земли, действующих офисных и торговых объектов? Имеет ли смысл строить рядом со станциями МЦК новые объекты коммерческой недвижимости? Когда это лучше начинать делать – сегодня, через год, через 3 года? Каким девелоперам было бы потенциально интересно строить объекты в районе станций МЦК?

Ольга Кузина, руководитель службы консалтинга и исследований рынка компании Welhome:

Безусловно, транспортная доступность практически всегда положительно сказывается на привлекательности коммерческой недвижимости. Что касается сложившейся на данный момент ситуации, то можно сказать, что рынок коммерческих помещений находится в стадии минимального роста, близкого к стагнации. Связано это, в первую очередь, с экономическим кризисом, реальным падением доходов населения, снижением деловой активности международных организаций в Москве.

Наиболее перспективным для реализации видом недвижимости является жильё. Но для оценки потенциала той или иной станции необходимо рассматривать ее более подробно. Минусом для жилой концепции может стать близость МЦК к бывшим промышленным объектам, что существенно влияет на класс жилья, его характеристики и стоимость реализации.

По прогнозам специалистов, ежедневный пассажиропоток МЦК может составлять до 400 000 человек. Такое количество пассажиров способно сформировать потребительский спрос на товары импульсного потребления, услуги, продукты питания. Соответственно, неизбежно развитие в составе станций МЦК и прилегающих к ним территорий объектов street-retail, небольших ТЦ микрорайонного и районного форматов, ориентированных в основном на местное население и пассажиропоток.

Развитие коммерческой недвижимости с наименьшими рисками стоит начинать, когда сформируется и будет прогнозируем пассажиропоток на каждой конкретной станции МЦК. Слишком раннее развитие коммерческой функции в составе станции должно быть тщательно проанализировано, чтобы избежать рисков невостребованности объектов.

Наиболее перспективным для развития ритейла являются станции, расположенные вблизи станций метро, ж/д станций, мест массового отдыха горожан, плотных жилых массивов. К таким станциям предварительно можно отнести «Владыкино», «Кутузовскую», «Лужники», «Зил», «Черкизовскую». Для каждой станции необходимо проводить конкретное исследование потенциала развития торговой функции, в зависимости от насыщенности зоны охвата станции торговыми объектами следует судить о её потенциале.

В данный момент времени рынок офисной недвижимости Москвы развивается невысокими темпами. Кроме того, для удачного офисного проекта необходимо наличие не только общественного транспорта, но и развитой дорожной инфраструктуры, удачного расположения, что включает в себя в том числе и наличие высокой деловой активности. На данный момент времени сложно дать прогноз по станциям МЦК, где будет наиболее востребована офисная функция.

Вероятнее всего, наиболее интересно участие в застройке территорий МЦК было бы девелоперам, основной вид деятельности которых - жилая недвижимость. Связано это, в первую очередь, с тем, что все станции МЦК располагаются в черте Москвы и жилые объекты, расположенные в их составе, сразу будут иметь удобное расположение относительно городской транспортной инфраструктуры. Также жилые объекты проще реализовать, и они не требуют аналогичных с коммерческими объектами усилий по управлению.

Среди компаний, которые потенциально могут быть заинтересованы в помещениях, входящих в состав станций МЦК, можно выделить сетевых операторов фастфуда, аптеки, банки, салоны сотовой связи. Иными словами, наибольший интерес станции МЦК могут вызвать у небольших сетевых игроков, которые занимают помещения от 20 до 100 кв. м. Связано это, в первую очередь, с импульсным спросом на товары широкого потребления, которые могут понадобиться потенциальным покупателям в дороге, т.к. целенаправленное посещение торговых объектов в составе транспортной инфраструктуры маловероятно.