В ближайшие 1-1,5 года при условии успешной реализации заявленных проектов, общая арендуемая площадь объектов формата аутлет-центров в московском регионе составит порядка 131 тыс. кв. м.

В мировой практике аутлет — это формат торговли, при котором дорогие бренды реализуются со значительными скидками, размер которых может достигать 70%. Традиционно различают два вида аутлетов: factory outlet — распродажа продукции на фабриках производителей; и outlet-mall — распродажа продукции в бутиках.

В Европе аутлеты получили распространение лишь в середине 1990-х годов в Англии и во Франции. В Италию аутлеты пришли только в начале 2000-х годов. Стоит отметить, что в настоящее время итальянские аутлеты являются наиболее популярными среди иностранных туристов, в том числе и российских.
Таблица. Основные характеристики outlet-mall, расположенных в Европе и Америке
Показатель
Характеристика
Цель/основная дифференцирующая идея

Местоположение
В 30-50 км от города
Снижение ставки аренды за счет более низкой стоимости земли. Снижение конкуренции по отношению к новой коллекции, представленной в бутиках, расположенных в черте города

Архитектурная концепция
Небольшие, преимущественно одноэтажные бутики, оформленные в виде улочек европейского городка
Снижение ставки аренды путем удешевления себестоимости строительства за счет простоты архитектурных конструкций зданий

Бренды
luxury, выше среднего
Соблюдение основного принципа аутлета — «дорогие бренды со скидкой»

Ставки аренды
ниже, чем в торговых центрах, либо процент с оборота
Возможность предоставления значительных скидок на продукцию

Средний уровень скидки на продукцию
50-70%
Привлечение потребителей, увеличение скорости реализации предыдущих коллекций

Источник: Welhome Real Estate Consulting

Что касается данного формата торговли в России, то до сих пор он не получил массового распространения. Данная тенденция связана с несколькими основными причинами:
высокая стоимость таможенных платежей и пошлин на импорт не позволяет западным производителям luxury брендов предоставлять сопоставимые с европейскими странами скидки
низкая частота обновления коллекций западных брендов
отличная от западных стран модель покупательского поведения и потребления
отсутствие реальных инструментов снижения арендных ставок

В 2010 году ряд московских девелоперов практически одновременно заявили о выводе на рынок первых аутлетов:
Fashion House Moscow, международный девелопер Fashion House Development совместно с российским GVA Sawyer
Outlet Village Belaya Dacha — совместный проект международного фонда Hines и холдинга «Белая Дача»
BrandCity — реконцепция торгового центра «Вэймарт», компания «Вэй М»

Также в июле 2011 года было завялено о выходе на рынок еще одного московского аутлета — Vnukovo Outlet Village, ввод которого запланирован на 3 квартал 2012 года.

Из заявленных и строящихся в настоящее время объектов наиболее близкими к зарубежному формату аутлетов являются Fashion House Moscow (28 тыс. кв. м), Outlet Village Belaya Dacha (38 тыс. кв. м) и Vnukovo Outlet Village (26 тыс. кв. м). Все три объекта имеют практически одинаковую арендуемую площадь и площадь земельных участков (12-14 га). Архитектурные концепции также схожи: аутлет-центры представлены в виде улочек небольшого европейского городка с бутиками. Outlet Village Belaya Dacha заявлен к открытию в марте 2012 года, Fashion House Moscow — в ноябре 2012 года, Vnukovo Outlet Village — в 3 квартале 2012 года.
Таблица. Основные характеристики московских аутлет-центров, заявленных в 2010-2011 годах
Название
Местоположение
Общая площадь, кв. м
Арендуемая площадь, кв. м
Паркинг, м/м
Дата ввода
Кол-во брендов
Девелопер

Модаполис
МКАД, 66 км
549 000
12 000
26 000
4 кв. 2010
-
Crocus Group

BrandCity
МКАД, 26-й км
30 000
26 000
н/д
4 кв. 2011

ООО «Роситал»

Outlet Village Belaya Dacha
Новорязанское ш., 4 км от МКАД
42 050
38 000
4 000
1 кв. 2012
120
Hines/

Белая Дача

Vnukovo Outlet Village
Киевское ш., 4 км от а/п «Внуково»
46 970
26 252
2 500
3 кв. 2012
150
Дмитрий Кульков и Владимир Разумов в партнерстве с руководителем Samsonite Rus Вячеславом Шикуловым

Fashion House Moscow
Ленинградское ш., вблизи а/п «Шереметьево»
38 580
28 765
1 865
4 кв. 2012
192
Fashion House Development/

GVA Sawyer


Источник: Welhome Real Estate Consulting

Стоит отметить, что на текущий момент времени в Москве функционирует единственный объект, позиционируемый как аутлет-центр — «Модаполис», открывшийся в декабре 2010 года на территории Крокус Сити. Площадь аутлета составляет 12 000 кв. м. Одежда известных итальянских брендов реализуется здесь со скидкой, которая может достигать порядка 50%. Однако, на наш взгляд, «Модаполис» отражает скорее саму суть аутлета — «дорогие бренды со скидками», но по концепции не имеет ничего общего с аутлетами в общепринятом в Европе и Америке смысле, поскольку представляет собой единое помещение в здании выставочного центра и по концепции больше напоминает дисконт-центр.

BrandCity по концепции также не является аутлет-центром. Смена формата «Вэймарт» обусловлена невозможностью конкурировать с открывшимся по соседству ТРЦ «Vegas», причем, марки luxury в данном объекте не будут представлены. Так что, фактически, этот объект нельзя относить к аутлет-центрам.

Fashion House Development планирует также развивать формат аутлетов в регионах — в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В Санкт-Петербурге компания уже приобрела участок под застройку в районе аэропорта Пулково. В Екатеринбурге проект пока только заявлен.

В Fashion House Moscow помимо премиальных брендов, также представлены марки среднего ценового сегмента. Причем, на Ленинградском шоссе также существуют проблемы с транспортной доступностью. Возникают некоторые сомнения, что потребители специально будут преодолевать такое расстояние.

Положительным моментом является то, что все три заявленных аутлет-центра находятся на тех же направлениях, что существующие три ТРЦ «МЕГА». Таким образом, определенные группы потребителей, уже привыкшие посещать «МЕГУ», могут заинтересоваться и аутлетами, которые будут находиться совсем не далеко от каждого из торгово-развлекательных центров (в пределах 5-7 км). Несмотря на то, что по определению у аутлет-центров и торгово-развлекательных центров разная аудитория покупателей, все же не стоит исключать появление синергетического эффекта от соседства с ТРЦ.

На наш взгляд, пока достаточно сложно сказать насколько востребованным среди потребителей будет формат российских аутлет-центров. Для привлечения потенциальных покупателей необходимо предлагать действительно интересные бренды luxury-сегмента с ощутимыми скидками. В противном случае аутлеты станут похожими на дисконт-центры, где предлагаются марки одежды и обуви среднего сегмента со значительным дисконтом, оставшиеся нереализованными в магазинах. В качестве примера можно привести достаточно известный дисконт-центр на ул. Орджоникидзе, 11.

По нашему мнению, все же велика вероятность того, что российские аутлеты будут больше схожи по своей сути с дисконт-центрами марок среднего ценового сегмента, напоминающими западные аутлеты лишь по архитектурной концепции. Как заявлено компанией Hines, в Outlet Village Belaya Dacha 65% арендаторов — бренды среднего ценового сегмента, и только 25% — премиальные марки. Учитывая местоположение аутлета на юго-востоке, где транспортная доступность ограничена, возникают опасения, что целевая аудитория брендов премиального сегмента, проживающая, в основном, на западе и юго-западе города, не захочет преодолевать такие расстояния ради нескольких бутиков пусть даже самых любимых марок.

Источник: http://www.gdeetotoffice.ru/commercial/analytics/1852104/