В кризис сегмент московского жилья бизнес-класса просел больше всего. Девелоперам приходилось менять формат на более дешевый экономкласс. Сейчас бизнес-жилье снова востребовано у покупателей, однако до докризисных показателей пока не дотягивает.

Сегмент жилья бизнес-класса постепенно восстанавливается — на рынок выходят новые объекты, цены медленно, но растут. По подсчетам компании IntermarkSavills, на первичном рынке жилья бизнес-класса доля проектов, сданных Госкомиссии, возросла почти в 3 раза по сравнению с прошлым годом. При этом спрос на квартиры такого класса увеличился на 12% за аналогичный период времени — сейчас заключается в среднем до 148 сделок в месяц.

Наиболее востребованный формат жилья — квартира площадью максимум 100 кв.м., в хорошем месте и с необходимой инфраструктурой. Во время кризиса застройщики пересмотрели свое понятие о сегменте бизнес-класса. В частности, отказались больших площадей квартир.

Практически все проекты, которые сегодня выходят на рынок или строятся, были разработаны до кризиса. В результате, все они, так или иначе, подверглись пересмотру со стороны девелоперов, которые попытались подстроить их под нынешние запросы покупателей. В частности, делать более компактную нарезку квартир.

Сегодня застройщики перестали строить огромные квартиры площадью в 150 кв.м. и более, с коридорами по 30 кв.м. Покупательские предпочтения сместились с квадратных метров в сторону качественной среды обитания.

Потребители стали предъявлять повышенные требования не столько к квартирам, сколько к домам. Сегодня покупателей интересуют наличие кладовых, нормальный подъезд к дому, зона рецепции, огороженная территория, ухоженный садик. На территории — наличие детских городков, мест для парковки, и не обязательно подземной. Поскольку у нас не любят жить на первых этажах, их можно занять бытовыми помещениями: например, местами для хранения велосипедов или колясок. В целом наличие минимального набора инфраструктуры и качественный сервис — главные на сегодня требования к объектам бизнес-класса», — рассказывает генеральный директор компании «Высота» Ирина Харченко.

По подсчетам компании Wellhome, объем предложения на первичном рынке Москвы составляет более 1000 квартир. «Объекты бизнес-класса представлены во всех округах, но лидируют Западный и Юго-западный округа, они являются наиболее престижными, экологически чистыми и инфраструктурно-развитыми округами Москвы», — считает руководитель службы проектного консалтинга и аналитики компании Welhome Татьяна Шарова.

По данным компании IntermarkSavills, в ЮЗАО сконцентрировано 37% всех предлагаемых в первичной продаже площадей.

Более четверти всех первичных сделок на рынке жилья бизнес-класса пришлось на восточные районы Москвы, где на данный момент зафиксированы одни из самых низких цен в этом сегменте (от $4 200 за квадратный метр).

Например, в жилом комплексе «Лосиный остров» (девелопер — компания «Дон-строй») стоимость квартир без отделки начинается от 150 тыс. рублей за квадратный метр, с отделкой — от 181 тыс. рублей за квадратный метр. В комплексе спроектированы 1–4-комнатные квартиры свободной планировки площадью от 40,46 до 143,7 кв.м.

С начала года на московский рынок вышли новые ЖК — например, «Мосфильмовский» (девелопер — «МонАрх»), «Снегири Эко» (девелопер — «Снегири»), «Таежный» (девелопер — «Первый строительный трест», предварительное бронирование). «Тем не менее, несмотря на выход новых объектов, объем предложения за 1 полугодие снизился на 2,7%», — уточняет управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев.

По данным компании Blackwood, по итогам июня 2012 года средняя цена на квартиры в новостройках бизнес-класса составила 220 тыс. руб. за кв. м. При этом, как пояснили в компании, цена достигла докризисного уровня. «Таким образом, для восстановления ценового уровня рынку потребовалось чуть более 3 лет – за этот период средняя цена на новостройки бизнес-класса выросла на 33%», — отметил Константин Ковалев.

По прогнозам экспертов компании Welhome, при условии отсутствия серьезных потрясений в мировой экономике, умеренный рост цен на первичном рынке недвижимости Москвы продолжится и может составить по итогам 2012 года порядка 6-8%.

По подсчетам компании IntermarkSavills, средний бюджет на покупку квартиры в новостройке на конец июня 2012 года составил около $750 тыс., для апартаментов (их площадь обычно меньше площади квартир) — порядка $500 тыс.

В ЖК «Мосфильмовский» площадь квартир составляет 46-150 кв.м. На первых этажах домов должны появиться супермаркет, фитнесс-центр, рестораны и кафе. Стоимость квадратного метра начинается от 130 тыс.

В ЖК Wellton Park на ул. Маршала Жукова (девелопер – компания КРОСТ) стоимость апартаментов около 33 кв.м. составит порядка 6 млн рублей. Квартиры площадью около 130 кв.м обойдутся в 25 млн рублей.

Меньше всего предложений по цене до $250 тыс. — не более 5% от совокупного рыночного объема. В большинстве случае по такой цене можно купить небольшие по площади апартаменты. По данным компании IntermarkSavills, самое доступное в настоящее время предложение бизнес-класса находится в СВАО — в этом случае средний бюджет составит $400 тыс.