Дмитрий Голев, руководитель департамента развития компании Welhome подвел итоги 2012 г. на рынке коммерческой недвижимости

В 2012 г. на рынке офисной недвижимости было зафиксировано, по крайней мере, 2 рекордные сделки по аренде и купле-продаже офисов. ОАО «ГМК «Норильский никель» приобрело БЦ «Легион II» на ул. Б. Татарская, 11 для размещения в нем собственного офиса, а ЕЭК (Евразийская экономическая комиссия) ООН арендовала 23,8 тыс. кв. м в БЦ Vivaldi Plaza.

Также в 2012 г. было заключено сразу несколько рекордных по объему арендуемых площадей сделок: дистрибьютор компьютерной техники «Мерлион» арендовал 17 тыс. кв. м в БЦ «Мякинино»; фармацевтическая компания Novartis взяла в аренду 16 тыс. кв. м в БЦ «Алкон»; «Альфа-Банк» приобрел 23 тыс. кв. м в бизнес-парке Nagatino i-land. При этом спрос на аренду крупных помещений стали предъявлять большей частью российские компании.
Основным событием 2012 г. стало открытие первого в России аутлет-центра Outlet Village Belaya Dacha (38 тыс. кв. м GLA). Это новый формат для российского рынка торговой недвижимости, об успехе которого можно будет судить по прошествии, как минимум, года. Открытие другого аутлет-центра – Vnukovo Outlet Village перенесено на 1 квартал 2013 г.

Кроме аутлет-центров не без участия властей Москвы получает развитие такой формат, как цивилизованные продовольственные рынки. Таким образом, можно отметить на рынке постепенное появление и развитие новых форматов торговой недвижимости.

Другим важным событием стало решение владельцев ТЦ «Цветной» не продавать объект, который экспонировался с середины 2011 г. «Цветной» является пока еще сложным и неоднозначным для российского рынка форматом торговой недвижимости – department store. Для того чтобы продемонстрировать экономические показатели объекту необходимо больше времени, чем классическому торговому центру. Поэтому, возможно, решение о продаже универмага было несколько преждевременным.

Этот год охарактеризовался рядом кадровых перестановок в консалтинговых и девелоперских компаний и переходом целых команд из одной компании в другую в компаниях большой четверки в сегменте торговой недвижимости.

В сегменте торговой недвижимости в ближайший год ожидается к вводу рекордный за последние несколько лет объем торговых площадей – порядка 650 тыс. кв. м GLA. Если весь объем действительно будет введен, то можно ожидать усиления конкуренции между торговыми объектами.
В офисном сегменте мы не ожидаем каких-либо существенных изменений. При сохранении существующих темпов ввода площадей можно ожидать стабильной ситуации с арендными ставками и уровнем вакантных площадей.