На престижность и стоимость недвижимости на средиземноморском побережье влияют Страна, архитектура, инфраструктура и главный маркер современного курорта — наличие собственной марины

Недвижимость, имеющая собственную марину или расположенная в непосредственной близости от большого причала для яхт, есть во всех странах Средиземноморья: Франции, Италии, Испании, Португалии, Черногории, Греции, Турции... При этом где-то яхтенная инфраструктура и рынок недвижимости уже сложились, а где-то они только развиваются. Так, например, во Франции, Монако, Италии, Испании новых предложений на первой линии сейчас уже практически нет. Прибрежные зоны здесь были освоены много лет назад, все порты с причалами для яхт находятся в черте города. Строительство из-за отсутствия свободных земельных участков под застройку почти не ведется.
Дело в том, что причалы в сложившейся структуре береговой линии стоить чрезвычайно сложно. «В странах Западной Европы практически невозможно получить разрешение на их строительство. Прежде всего, нужны фарватер и бухта определенной глубины, в противном случае потребуется взрывать дно и углублять его искусственно, что наносит непоправимый ущерб экологии», - рассказывает Игорь Индриксонс, эксперт по инвестициям в недвижимость.

Между тем Старый Свет по-прежнему остается самым востребованным элитным направлением Средиземного моря, и пальмовая ветвь первенства, по словам Жанны Лебедевой (Welhome), здесь по праву принадлежит Лазурному Берегу Франции. Ницца, Канны, Сен-Тропе, мысы Кап-д’Антиб и Сен-Жан-Кап-Ферра, а также Монако... Здесь расположены марины, где могут пришвартоваться яхты самых внушительных размеров. При этом виллы с собственным причалом для яхт не так часто встречаются на открытых продажах, а их стоимость начинается от €10 млн.

Кроме того, несмотря на не слишком оптимистичные экономические сводки, пользуются спросом испанская Марбелья, Кипр и острова Греции, Итальянская Ривьера, остров Сардиния. Так, например, в Порто-Черво на Изумрудном Берегу Сардинии за €16 млн можно приобрести отменную виллу 80-х годов постройки. В доме четыре спальни, четыре ванные комнаты, две гостиные, кухня, веранда и гараж на четыре автомобиля. Участок — 2500 м2. Кстати, подобная недвижимость может приносить владельцу стабильный доход от сдачи в аренду. Вилла на острове Ибица стоимостью свыше €20 млн, которую арендуют звезды мирового шоу-бизнеса, стоит порядка €40 000 в неделю, и она всегда забронирована на весь высокий сезон, так как подобное предложение на рынке летней аренды можно по праву считать эксклюзивным.

Среди немногочисленных новых проектов стоит отметить комплекс White Angel, расположенный на той же Ибице неподалеку от пристани для яхт и состоящий из 67 квартир. «Интересно, что сейчас, на этапе строительства, стоимость квартир в этом комплексе на 120–240% ниже, чем в окружающих уже построенных комплексах. То есть покупка этой недвижимости весьма привлекательна в инвестиционном плане», — отмечает Юлия Овчинникова (IntermarkSavills). По ее словам, марины -— это отдельные элементы инфраструктуры, вокруг которых формируются объекты как жилой, так и коммерческой недвижимости, это центры притяжения не только владельцев яхт, но и просто туристов со всего мира. По словам же Игоря Индриксонса, марина, рассчитанная на люксовый сегмент, — это «нефтяная скважина».

Чем ближе к ней находится домовладение, тем цена его будет выше. Недвижимость непосредственно вокруг марины стоит как минимум в три раза дороже той, что находится в полукилометре от нее. В последние годы активно развивается строительство подобных «аквацентров» (недвижимости с собственной мариной) в Турции и Черногории. Так, по-своему уникален проект The Residences at Mandarin Oriental, строящийся сейчас в турецком Бодруме. Площадь застройки в Райской бухте составляет 60 га, что предполагает три песчаных пляжа, 5 км прогулочных дорожек, собственную береговую линию протяженностью 2 км. Спа-комплекс, шесть ресторанов, два теннисных корта, два клубных дома с бассейнами и барами и, главное, причал для яхт.

Площадь вилл от 560 до 760 м2, стоимость — до €6 млн. Апартаменты площадью 440 м2 стоят €2,25 млн. Однако есть и важные нюансы: The Residences at Mandarin Oriental не подходит для длительной стоянки и передержки яхт. В то же время амбициозный проект Porto Montenegro в Черногории был изначально рассчитан на владельцев яхт самых внушительных размеров и предполагает возможность длительной стоянки судов. Этот курорт на Боко-Которском заливе эксперты называют одним из последних дорогих проектов, недвижимость там оценивается от €10 000 до €15 000 за квадратный метр, и спрос существует довольно внушительный и устойчивый. Девелоперы сходятся во мнении, что востребованность подобного вида недвижимости, а значит, и ее стоимость будет только расти. Благодаря совершенствованию технологий строительства яхт их цена снижается, они становятся все доступнее, и сегодня практически любой бизнесмен может позволить себе небольшую лодку. Но если яхт становится все больше, то количество тихих и достойно оборудованных гаваней растет отнюдь не столь стремительными темпами.