По данным консалтинговой компании Welhome, в III квартале 2013 г. по сравнению с предшествующим периодом было введено в 2,5 раза меньше торговых площадей. Но этот показатель не свидетельствует о тенденции снижения темпов ввода, поскольку до конца 2013 г. заявлен ввод еще порядка 265 000 кв. м GLA

Обеспеченность торговыми площадями на начало октября 2013 г. составляет 371 кв. м на 1 000 жителей. Получают распространение новые форматы торговли. Так, Мэрия Москвы запускает проект по продаже электроники и бытовой техники в московском метрополитене. Пилотный проект стартовал на ст. м. «Выставочная».

Спрос на помещения в известных и успешных торговых центрах остается высоким. На российский рынок продолжают активно выходить международные бренды: Happy Socks, The Kooples, Pili, Ash, Pili Carrera, Krispy Kreme, H&M Home и др. Большинство из них открылось в ТРЦ «Афимолл Сити». Британский бренд одежды Karen Millen, напротив, объявил о создании в России своего официального интернет-магазина.

Ставки аренды в торговых центрах в среднем по рынку в III квартале 2013 г. оставались стабильными. В ближайшей перспективе с вводом новых площадей роста ставок не прогнозируется.

В III квартале 2013 г. было введено 2 торговых объекта общей арендуемой площадью 42 500 кв. м. На Шереметьевской ул. был открыт ТРЦ «Райкин Плаза» (35 000 кв. м GLA) в составе одноименного многофункционального Центра культуры, искусства и досуга имени А. Райкина. На Минском ш. был открыт ТЦ «Сквер» (7 500 кв. м GLA), ориентированный на сегмент покупателей «выше среднего». Якорным арендатором ТЦ выступает супермаркет «Азбука Вкуса».

В III квартале наблюдается традиционно невысокий ввод торговых площадей, так как на него приходится два летних месяца, сезон отпусков и спад активности на рынке. По сравнению с III кварталом 2012 г. аналогичный показатель ввода торговых площадей в текущем году меньше на 16%. Однако до конца 2013 г. заявлен ввод более 260 000 кв. м GLA в торговых центрах. По сравнению со II кварталом 2013 г. в III квартале было введено в 2,5 раза меньше площадей.

В III квартале 2013 г. активность девелоперов продолжилась. Так, компания «ТПС Недвижимость» заявила о расширении инвестиционного портфеля до 12 торговых центров. ГК «Ташир» анонсировала строительство на территории Новой Москвы первого профессионального ТРЦ «РИО» общей площадью 70 000 кв. м.

Что касается форматов торговых объектов, то наибольший объем площадей в торговых центрах приходится на суперрегиональный по охвату формат, как в действующих, так и в строящихся и запланированных. На 2014–2015 гг. анонсирован ввод таких крупных объектов, как ТРЦ «Авиапарк» (236 000 кв. м GLA), ТРЦ Columbus (140 000 кв. м GLA), ТРЦ «Абрамцево» (130 000 кв. м GLA), ТРЦ Vegas Crocus City (111 400 кв. м GLA) и др. Меньше всего в Москве районных торговых центров, несмотря на активное стимулирование властями города развития небольших торговых центров в спальных районах. До конца года в формате районного торгового центра должны быть открыты такие объекты, как ТЦ «Прага», ТЦ «Люблинский Пассаж», ТЦ «Измайловский», ТЦ «МЦ».