К новостройкам в центре Москвы отношение неоднозначное.



Одним нравится современный стиль, другие уверены, что историческому облику наносится непоправимый вред. В этой связи мы решили взглянуть на новейшие элитные дома с точки зрения «утраты центра». Оказалось, в некоторых случаях строения наших дней не только не нарушают архитектурной гармонии, а напротив, ведут оживленный диалог с историческим окружением.

Как говорят девелоперы, главное требование к любой постройке— это location, location и еще раз Location. Поэтому наиболее дорогое жилье Москвы по определению следует располагать в центре города.

Близость к исторической среде предопределила параметры современного элитного жилого здания, которое, как и рядом стоящие дворянские особняки, должно быть малоэтажным и по возможности малоквартирным. Такие дома стали называть клубными, то есть с избранным кругом жильцов, как правило, известных еще до начала строительства.

Соседство с архитектурой ампир и модерн также значительно повлияло на облик жилья новой аристократии. Стилизация под классику, к которой стремились в начале 90-х годов, сохранилась и по сей день, но сегодня у классических мотивов появилась альтернатива — проекты, опирающиеся на модернистские принципы. Первой ласточкой стал район Остоженки, названный риелторами «Золотой милей» за стильные и качественные постройки.

Дома, выполненные в жанре так называемой архитектуры без декора — из металла и стекла, часто с большими панорамными окнами,— заметно отличаются от своих исторических предшественников, а соответственно, и от превалирующего в центре окружения. Современное здание может либо испортить, сломать общую картинку (что, к сожалению, случается нередко), либо обострить восприятие исторической архитектуры и даже исполнить градостроительную роль (таких примеров меньше, но они есть). В данной статье описаны пять домов, построенных за последний год, которые гармонично вписались в окружающую застройку.

За деревьями

Свернув с Тверской улицы возле здания городской мэрии под арку сталинского дома, прохожий попадает в тихий Брюсов переулок, образованный домами разных эпох. В его начале находятся доходный дом Гудовичей конца позапрошлого века и скромные конструктивистские здания — знаменитые дома артистов Большого театра и МХАТа, последний из которых был построен А. В. Щусевым. Дальше между сталинскими домами стоит кажущаяся совсем маленькой церковь Вознесения на Успенском Вражке (1629).

В этот переулок, сформированный в разные периоды истории, вписалось и современное строение — дом-апартаменты московского архитектора Алексея Бавыкина. Расположившись между мхатовским домом артистов и доходным домом, он обыгрывает изгиб Брюсова переулка. Фасад сначала уходит по диагонали от улицы, а потом возвращается полукруглым выступом. Такой пластический поворот не только подчеркивает излом улицы, но и позволяет сделать мягкий переход от декорированного особняка к довольно простому конструктивистскому зданию.

Однако главная особенность этого дома — не объемные характеристики, а «растущие» вверх по фасаду каменные «деревья». Завершаются они настоящими деревцами, посаженными в кадки. Это окончательно отменяет всякие ассоциации декоративных стволов с колоннами. «Деревья» здесь играют важную роль — они прячут за собой современный фасад и скрадывают панорамные окна, исполняя тем самым роль камуфляжа.

Если зайти с другой стороны переулка, можно заметить, что розовый иранский известняк, в который «одеты» стволы «деревьев», перекликается с покрашенными в такой же цвет церковью и домом артистов. Таким образом, выдерживается единая композиция. Здесь можно найти и поддержку скругленному выступу фасада — две круглые апсиды храма, также смотрящие на улицу.

Конструктивистская широта

В Кривоарбатском переулке находится знаменитый дом русского архитектора-конструктивиста Константина Мельникова, построенный в 1929 году. Здание состоит из двух белых цилиндров. В одном из них, расположенном во дворе, по периметру проделаны окна в форме сот. Луч Кривоарбатского выходит в Борисоглебский переулок, в котором появилась вариация на тему мельниковской постройки — Посольский дом (проект архитектурного бюро «Остоженка»). Получается, что два здания стоят на одной «широте», пересекающей арбатские улицы.

Первое, что выдает сходство, — цилиндрический объем с косыми оконными проемами, которые создают ощущение закручивающегося движения. Этот прием Мельниковым лишь намечен в ромбовидных окнах. Форма цилиндра для «Посольского дома» была выбрана неслучайно и продиктована ограниченностью участка, зажатого между соседними строениями. В итоге скругленное здание завершило линию улицы.

Современный комплекс спрятан в переулке еще глубже, чем мельниковский дом. Если в Кривоарбатском на красную линию выходит достаточно привычный фасад, а креативный цилиндр поставлен чуть дальше, то в Борисоглебском дом полностью находится за фронтом исто­рической застройки и показывается на улицу лишь строгим прямоугольником, прикрытым деревьями. В результате здание играет по общим правилам, не солируя и не выбиваясь, и найти его — задача, сравнимая с прохождением квеста.

Скромный, но модный

Из рассматриваемого списка элитного жилья это строение, пожалуй, наиболее деликатное по отношению к историческому окружению.

Восьмиэтажное здание облицовано натуральным светлым мрамором, который подчеркивает словно вырезанные строгие прямоугольные окна. Дом занимает важное угловое положение. Он стоит на пересечении двух переулков — Скатертного и Малого Ржевского отсюда открывается вид на колокольни церкви Большого Вознесения Господня у Никитских Ворот архитектора М. Ф. Казакова. По направлению к колокольне фасад дома становится несколько волнообразным, что позволяет ему постепенно перейти в скругленный угол с панорамным окном. Посередине этой небольшой, но центральной детали — квадратная колонна, придающая определенную строгость зданию. Она визуально держит всю композицию, а фактически подпирает козырек.

Четкая сетка окон разбавлена кое-где небольшими стеклянными балконами. С фасада глаз непринужденно переходит на расположенный далее по улице дом конца XIX века или стоящую напротив сталинку. Фасад, обращенный во внутренний двор, полностью остеклен. Такой прием позволяет дому отвечать современным требованиям элитного жилья и не выглядеть при этом чужеродным в застройке улицы.

В контексте сталинок

Комсомольский проспект в районе расходящихся от него Фрунзенских улиц сформировался в «золотую» советскую строительную эпоху и потому представляет собой единый ансамбль добротных образцов сталинской архитектуры.

Так, на углу Комсомольского проспекта и 3-й Фрунзенской улицы находится большой сталинский дом с парадным фасадом. За ним ограда, за которой стоит П-образный корпус школы советских времен. По мере приближения эти два здания раздвигаются, как кулисы. А далее, словно на сцене, расположился современный объект— новый жилой комплекс архитектора Владимира Плоткина. Он состоит из двух десятиэтажных домов-близнецов, объединенных стилобатом. Впрочем, со стороны улицы виден только один из них.

Это тот редкий случай, когда комплекс, будучи современным, вбирает в себя основные особенности контекста. Фасады прямоугольных зданий объекта составлены из чередующихся стеклянных и панельных прямоугольников, которые с одной стороны создают интимность жилища (панорамные окна открывают не все пространство квартиры, а только ее часть), а с другой — позволяют добавить в облик дома цвет. Вспомните жилые сталинки, какие они? Оранжевые, желтые... теплых оттенков. Здесь воссоздано то же ощущение — непрозрачные стенки покрашены в красный и светло-розовый цвет. В результате здание приобрело черты старой добротной архитектуры и стало в районе своим.

Мнимое сходство

Жилой комплекс «Панорама» Александра Скокана (архитектурное бюро «Остоженка») расположен в одном из тихих переулков в районе Красной Пресни. Недалеко от него, на Малой Грузинской улице, находится неоготический костел (церковь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии), напротив — два небольших сталинских дома, образующих уютный двор и вплотную примыкающих к маленькому, почти сказочному домику эпохи модерна. Правда, в исторический облик данного места не вписывается громоздкий жилой комплекс. Хотя и это диссонирующее здание смягчается соседней застройкой.

Новый прямоугольный дом полностью остеклен тонированным и зеркальным стеклом. В общем-то, этот прием — самый эффективный способ растворить здание в среде. Оно кажется бестелесным, отражая все, что находится вокруг: синее небо, башню готической церкви, фактуру соседних зданий. К тому же «фокус с дематериализацией» делает этот комплекс полезным для несколько изменившейся в угоду новым ценностям архитектуры.

 Александр ДЬЯЧЕНКО, директор департамента развития компании WELHOME:

Для начала хотелось бы определиться с понятием «клубный дом». По моему мнению, таковым может считаться проект, реализация которого происходит закрытым способом через членство в клубе. Однако на протяжении последних лет клубными домами чаще всего называют малоквартирные элитные проекты, по сути своей клубными не являющиеся.

На сегодняшний день всеми правами на статус клубного обладает только один дом в Москве — это «Монолит-Плаза», продажи квартир в котором осуществлялись через клуб «Монолит». Выполненный в стиле сталинского ампира, он вполне достойно вписывается в застройку района Воробьевых ор.

Если же рассмотреть остальные московские малоквартирные элитные проекты, то я готов согласиться с тем, что в большинстве своем они деструктивно влияют на целостность архитектурного облика центра города. В данном случае выход из ситуации видится в создании элитных кварталов, так как современные сооружения удачно вписать в историческое окружение крайне сложно. Хотя в общем объеме малоэтажных элитных домов можно выделить ряд примеров гармоничного ансамбля со сложившейся застройкой.  

Алена БРИГАДНОВА, руководитель отдела городской недвижимости агентства элитной недвижимости Тweed:

На мой взгляд, элитные клубные дома прекрасно вписываются в историческую застройку. Просто эстетика — вещь довольно субъективная. Например, в Брюсовом переулке есть дом, на фасаде которого по замыслу архитектора в качестве рисунка сделаны деревья из камня. Смотрится весьма необычно, но такой подход тоже имеет место быть. Комплекс «Панорама» изначально был задуман «стеклянным» — в его фасаде отражается католический храм, что и вписывает новый объект в окружающую застройку. Когда смотришь на этот дом, создается ощущение, что отражения в нем соседних зданий придают ему классические формы.

Посольский дом в Борисоглебском переулке — один из самых любимых мной проектов. Его фасад не содержит никаких элементов, напоминающих историческую застройку. Он как бы подчеркивает красоту зданий прошлого и позапрошлого веков и очень корректно выделяет их, но в то же время достаточно ярко представлен сам. Sport House— это пример повторения окружающей архитектуры. И форма, и отделка фасадов, и ритм оконных проемов— все очень похоже на сталинский конструктивизм.