В 2001 году Сергей Рымов написал в журнале «Современный дом»: «Года через 2-3 Новая Рига заявит о себе».
Тогда никто не мог и предположить, что эта трасса станет новой Меккой для девелоперов, а со временем займет первое место по количеству предложений в Московском регионе. Новая Рига – первый пример направления, «раскрученного» с нуля усилиями PR-специалистов нескольких девелоперских и риелтоских компаний. Во время поездки в поселок «Величь», что близ Звенигорода, на одних только рекламных щитах, расположенных до поворота на Звенигород, можно насчитать около 33 названий поселков, расположенных на Ново-Рижском направлении. Всего же на Новой Риге, по оценкам экспертов, располагается более 180 поселков, в 75 из которых ведутся активные продажи. Георгий Кузин, исполнительный директор компании ЗАО «РДР-Холдинг» констатирует, что Новая Рига стала самым популярным загородным направлением Москвы благодаря транспортной доступности и близости к Рублево-Успенскому шоссе. Как рассказал сайту Domania Владимир Кузнецов, руководитель службы проектного консалтинга и аналитики агентства элитной недвижимости WELHOME, общий объем заявленных проектов по Новой Риге, способных повлиять на рынок, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, составляет 3 600-3 700 га. На сегодняшний день основная масса проектов здесь представлена бизнес-классом.
Что строят и кто строит
Следует упомянуть, что Новая Рига лидирует среди других направлений по количеству предложений в организованных коттеджных поселках. Доля этого направления в общей структуре рынка составляет 29%. Необходимо отметить также, что Новая Рига является бизнес-классом с вкраплениями элитных поселков. И третье отличие этого направления от остальных - превышение предложения над спросом. Образовавшееся в последнее время избыточное предложение, по оценкам специалистов, может сохраниться в течение всего 2008 года. На сегодняшний день девелоперами наиболее крупных проектов являются компания «Знак», «Нафта-Москва», «ОПК», «КРТ», «Промышленные инвестиции», Villagio Estate. На Новой Риге есть целый ряд так называемых мегапроектов: в их числе Agalarov Estate, Millennium Park, Рублево-Архангельское, «Остров Истра». В настоящее время они находятся на различных стадиях застройки. По мнению Владимира Кузнецова, наиболее интересными и перспективными являются элитные проекты, находящиеся в непосредственной близости от Москвы; а также поселки, расположенные у большой воды и «дальние дачи» - проекты на удалении более 50-60 км от МКАД.
Инфраструктура и архитектура
По словам Георгия Кузина, инфраструктура в поселках Новой Риги застраивалась поэтапно. Сначала были созданы коттеджные поселки с минимальной инфраструктурой, потом появилась тенденция укрупнения объектов, а когда они накопили свою критическую массу, стало выгодно строительство инфраструктурных проектов. Далее будут возникать новые инфраструктурные проекты, связанные с обслуживанием поселков и после этого сформируется комфортная среда пригородов, - отмечает Георгий Кузин. Георгий Кузин считает, что для дальнейшего успеха направления важна тенденция развития инфраструктуры Новой Риги. Поскольку трасса проложена в обход населенных пунктов, в ее районе практически отсутствует социальная и коммерческая инфраструктура. Сейчас планируется несколько проектов по формированию инфраструктуры в связке с крупными поселками. В качестве примера можно привести проект инфраструктурного комплекса NovaRiga, расположенного на 20 км от МКАД. Комплекс будет включать строительство медицинского центра, спортивно-оздоровительного комплекса, торгово-развлекательного центра, конного клуба, элитной школы, детского сада. Инвестиции в создание инфраструктурного комплекса превышают $500 млн. По сравнению с покупателями недвижимости на Рублевке, рассказывает Владимир Кузнецов, жители Новой Риги менее консервативны и более европеизированы. Поэтому высоким спросом здесь пользуется функциональная архитектура с панорамным остеклением, просторными внутренними помещениями и удобными планировками. Особняки в псевдоготическом стиле или с элементами барокко на Новорижском шоссе не востребованы.
Цены
Несмотря на то, что реконструкция Звенигородского проспекта еще не закончена, цены уже включают в себя возможность в будущем быстро добраться из центра Москвы до загородного дома. В связи с большим объемом предлагаемых коттеджных поселков, со временем их заселение усложнит транспортную доступность, но она все равно будет менее плотной, чем на большинстве подмосковных направлений. Владимир Кузнецов приводит статистику компании WELHOME: в зоне до 20 км от МКАД по Новой Риге проектов эконом-класса не более 12% - здесь расположены в основном поселки элитного и бизнес-класса. Средняя стоимость предложения для этой зоны – $1 400 000 до $3 600 000 за домовладение. В зоне на расстоянии 35 – 60 км от МКАД основной объем проектов представлен бизнес-классом. Средняя стоимость предложения для этой зоны – $630 000 – $1 600 000 за домовладение. И, наконец, в зоне, расположенной на расстоянии более 60 км проекты эконом-класса превалируют и составляют не менее 75% от общего объема. Средняя стоимость предложения здесь составляет $350 000 – $500 000 за домовладение. Дмитрий Таганов – руководитель аналитического центра Villagio Estate приводит следующие усредненные цифры минимальной стоимости домовладения на Новой Риге для различных классов поселков: эконом-класс - $359 000, таун-хаусы - $624 000, бизнес-класс - $437 473, премиум - $800 000. Есть и более общие оценки, так, на сегодня стоимость сотки земли находится в диапазоне от $10 000 до $100 000, а средняя цена 1 кв. м подряда на строительство кирпичного коттеджа – чуть выше $1 200.
Тенденции
Как отмечает Владимир Кузнецов, наиболее характерной перспективой для Новой Риги станет активное развитие земель на удалении более 60 км в формате «дальних дач». Существенное влияние на застройку окажет строительство ЦКАД. По словам Георгия Кузина, на Новой Риге начали формироваться проекты детских садов при поселениях. По мере развития социальной инфраструктуры увеличится количество людей, которые захотят жить за городом. Именно в направлении Новой Риги будут сформированы классические пригороды с малоэтажной застройкой, предназначенной для обеспеченных людей. Но процесс формирования пригородов идет стихийно и при планировании уже допущены ошибки, т.к. девелоперские проекты имеют индивидуальную концепцию и не подчинены объединяющей идее комплексного развития территории. В будущем это может вызвать проблемы, именно поэтому необходимо спланировать развитие территории как пригорода Москвы для круглогодичного проживания. Как отмечает Кузин, необходимо больше участия правительства Московской области в регулировании этого процесса. Власти Подмосковья могли бы этот процесс подхлестнуть, развивая транспорт, социальную и коммерческую инфраструктуру, резюмировал он.
Источник: Domania.ru