В отличие от большинства московских градостроителей, архитектор Сергей Скуратов считает себя продуктом своего времени: заигрывания со стилями прошлых веков кажутся ему неуважением к истории культуры. Однако и стеклянные коробки, криво вписанные в городской ландшафт, он также не жалует. Из этого противоречия и родился самый известный его проект — Copper House в Бутиковском переулке.

Свое название он получил благодаря медным пластинам, которые покрывают большую часть дома. Редкий для строительства жилых домов материал пришлось искусственно состарить, чтобы он покрылся патиной, как классический памятник. Скуратов признает, что было бы куда честнее позволить зданию позеленеть самостоятельно, но это могло занять около двадцати лет — и тогда не только не удалась бы задумка, но и нарушился бы местный ландшафт.

Честность честностью, а дом этот быстро стал известен своей способностью сливаться с окружающей средой: расположенный между набережной и самым зеленым сквером «Золотой мили», он кажется естественным продолжением как воды, так и деревьев. В разное время суток патина может смотреться то нежно-зеленой, почти бирюзовой, то темно-бутылочной, практически сливаясь с соседними пейзажами. На это же работают и зеркальные детали, которыми покрыт выходящий на сквер торец дома — отражая листву, они одновременно отражают и обвинения в строительстве современных зданий посреди исторического центра города.

А современности «Медному дому» не занимать. Развивая идею гармонии между новостройкой и окружающим ландшафтом, архитектор «приподнял» дом, сделав цокольный этаж сквозным. Чтобы попасть в свою квартиру, нужно пройти под домом, зайти в его зеленый внутренний двор, откуда с одной стороны видна набережная, а с другой — сквер, и только после этого пройти к лифту с окном, через которое можно рассмотреть все вокруг и почувствовать себя будто не в Москве. Неслучайно Скуратов называет этот свой ход театральным приемом.

Одна стена Copper House, глухая, почти без окон, выполнена из светло-бежевого юрского мрамора — точно того же, который использовали строители соседнего здания. Она оказалась частью этого проекта не по ошибке: во время подготовки к возведению «Медного дома» напротив находилась стройплощадка крупной компании, которая отталкивала Скуратова бесцеремонностью своего вторжения в остоженские будни. Архитектор сознательно огородил свой проект от печального напоминания о безответственности московских застройщиков.

От этого нетипичного для центра Москвы обилия света, воздуха и природы смогут получать удовольствие немногие: шестиэтажный дом рассчитан всего на двадцать квартир. Правда, далеко не все их жители смогут позволить себе выпить утренний кофе на балконе с видом на набережную или сквер — за необычный фасад и продуманную территорию приходится платить дефицитом лоджий. Впрочем, это мало кого останавливает — Copper House не сдает своих позиций в рейтингах самых дорогих и востребованных домов уже почти десять лет.