Загородное жильё в московском регионе всё дальше и дальше от МКАД. И чтобы улучшить транспортную доступность, на помощь домовладельцам, в первую очередь, должна прийти авиация — легкомоторные самолёты, вертолёты. Известно, что попытки её широкого применения в подмосковном небе были не раз, но то воздушный коридор никак не удаётся пробить для массовых полётов, то возрастают требования к владельцам летательных аппаратов, то жёстче становятся нормы и правила к инженерной инфраструктуре… Вот потому-то винтокрылые машины по-прежнему редкие символы в бескрайней выси.

Небесные путешественники

««Активное развитие вертолётной инфраструктуры началось в Подмосковье несколько лет назад, когда в окрестностях стали строиться вертолётные клубы и хелипорты, — отмечает Юлия Грошева, директор департамента загородной недвижимости Kalinka Group. — Вертолётные площадки в посёлках есть на всех направлениях, востребованных у покупателей недвижимости элитного сегмента. Таким элементом инфраструктуры располагают „Архангельское“, „Княжье озеро“, Agalarov Estate, „Целеево“, „Пирогово“. В последних трёх посёлках есть роскошная яхтенная и гольф-инфраструктура, сюда клиенты прилетают для участия в турнирах, отдыха и просмотра территории посёлков и объектов недвижимости, предлагаемых для покупки. За МКАД полёты возможны, чем активно пользуются состоятельные граждане. По воздуху добираются в аэропорт владельцы небольших компаний и топ-менеджеры крупных предприятий, вертолёты используют для проведения экскурсий и быстрого путешествия без простоя в пробках к подмосковным курортам».

Эксперт напоминает: для того, чтобы не создавать сложности с проездом по и без того загруженным московским дорогам, с 2013 года воздушным транспортом для перемещения стали пользоваться президент и премьер-министр России, а вертолётная площадка появилась на территории Кремля. Но московское небо для частных полётов остаётся закрытым, вертолётные площадки в жилых комплексах высокого класса простаивают, а подниматься в небо могут только вертолёты экстренных служб.

Владимир Яхонтов, управляющий партнёр «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость», подтверждает: «Вертолётные площадки расположены на многих жилых комплексах Москвы. Пока главная причина появления вертодромов на жилых комплексах Москвы — это требования МЧС. Согласно требованиям пожарной безопасности, площадками для посадки вертолёта должны быть оборудованы все жилые здания высотой от 25 этажей.

«Они есть в ЖК „Эдельвейс“, „Пирамида“, „Академдом“, „Газойл Сити“, „Елена“, „Кронштадтский“, „Миракс Парк“, „Дирижабль“, „Скай Форт“, „Янтарный город“, „Клубный дом на Плющихе“, „Крылатская панорама“, Well House, есть свой вертодром в пентхаусе „Цезарь“ (ЖК „Алые паруса“). Что касается коттеджных посёлков, то помимо перечисленных коллегой назову ещё „Ангелово“, „Зелёный Мыс“, „Московское море“, „Пестово“, M.O.N.A.K.O.V.O.».

«Как показывает практика, на рынке элитной загородной недвижимости всё же использование вертолётов в личных целях — это, скорее, хобби, нежели необходимость, — комментирует Георгий Бельский, руководитель направления загородная недвижимость компании Welhome. — Над Рублёвкой летать запрещено, Новая Рига — отличная автотранспортная артерия. В воздушном сообщении нуждается, скорее всего, Дмитровское направление в связи со своей загруженностью. И жители дорогих загородных посёлков пользуются услугами аэротакси. Кроме того, этот вид транспорта востребован владельцами дальних дач, расположенных на внушительном расстоянии от столицы. К примеру, на Ленинградском шоссе в 107 км от МКАД есть посёлок „Московское море“ или в 125 км „Конаково Ривер“, где проживают активные пользователи аэротакси или даже те, у кого есть вертолёт в собственности (стоимость нового гелиокоптера обойдётся покупателю примерно в 730 тысяч долларов)».

«Как правило, полёты на вертолётах до загородного жилья выполняют владельцы собственных воздушных судов, пилотируя либо самостоятельно, либо имея своего пилота, — уточняет Михаил Демидов, заместитель генерального директора «Хелипорт Москва». — Спрос на аренду вертолета в целях трансфера из Москвы (при этом вертолётная площадка должна быть расположена за МКАД) на текущий момент незначительный, поскольку многие считают, что аренда вертолёта — это очень дорого. В среднем по рынку затраты на аренду вертолета марки Robinson R44 составят сумму в размере 36 тысяч рублей в час». Владимир Яхонтов уточняет: при наличии трёх пассажиров стоимость полёта для каждого будет стоить 10 тысяч рублей. Цена же лётного часа 6-местного вертолёта уже достигает 80 тысяч рублей, соответственно и «нагрузка» на каждого пассажира возрастёт. Соответственно, основной вопрос для «резвого» развития этого вида транспорта — как снизить затраты. Если удастся уменьшить расход на полёты, тогда проблема популярности сообщения будет решена, считает эксперт.

Точки взлёта
«Девелоперы могут развивать вертолетную инфраструктуру несколькими способами. Во-первых, делать площадки в самих посёлках — такие вещи вполне реальны, но чреваты дополнительным шумом, который придётся минимизировать. Другой метод — поддержка соответствующих объектов рядом с посёлками. В своей практике мы делаем упор на второй вариант: например, в нескольких минутах езды от проектов Villagio Estate уже функционирует масштабный вертолётный центр. Также в рамках программы лояльности мы сотрудничаем с ведущими игроками рынка, которые занимаются продажами транспорта, а также предлагают сервисное обслуживание и обучение. Среди наших жителей даже можно встретить лучших пилотов страны, чемпионов Европы по вертолётному спорту. В новом посёлке Futuro Park мы также планируем вертолётную площадку, пока речь идёт только о транспорте МЧС. Но кто знает — вдруг со временем она пригодится и нашим покупателям», — предполагает Антон Гололобов, директор по маркетингу компании Villagio Estate.

«Что касается смысла организации вертолетной площадки в посёлке, то он есть. Наряду с относительно невысокой стоимостью строительства и небольшой площадью застройки под неё можно отвести место, которое технически нельзя использовать под жильё — например, в районе очистных сооружений, — добавляет Владимир Яхонтов. — Это также может быть хорошим маркетинговым ходом и обеспечением спокойствия жителей в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Они могут быть уверены, что вертолёт к ним прилетит и сядет, будь это пожарная или медицинская воздушная техника. Причём площадку можно использовать унифицированно — для подъезда наземной пожарной техники, например».

«Для размещения наиболее массовых моделей 3-6-местых геликоптеров достаточно очень небольшого пространства. К тому же это не сложное инженерное сооружение, и его стоимость просто растворится в финансовой смете коттеджного посёлка», — комментирует Илья Менжунов, директор департамента элитной недвижимости компании «Метриум Групп». «Появление вертолётной площадки не должно нарушать санитарных норм, полностью соответствовать стандартам безопасности и её использование должно быть удобно, как для взлета и посадки вертолетов, так и для жителей близлежащих территорий, — информирует Михаил Демидов. — А вот стоимость строительства площадки различна: всё зависит от места и технического задания. В среднем создание вертолётной площадки без строительства дополнительной инфраструктуры стоит от 100 тысяч рублей».

«Действительно, строительство вертолётной площадки не так затратно, как может показаться на первый взгляд, — поддерживает Юлия Грошева. — К примеру, для популярнейших вертолётов марки Robinson, востребованных во всём мире, достаточно небольшой ровной площадки, от 9 до 20 квадратных метров. В качестве финишного покрытия вертолётной площадки используется специальный материал на акриловой основе. Некоторые вертолёты можно посадить даже на парковку для машин».

Воздушный коридор
«Если мы говорим о загородном воздушном сообщении, то нужно выделить главные факторы его развития, — рассуждает Владимир Яхонтов. — Во-первых, собственно парк техники, которая стоит далеко недёшево и является очень специфичной. Поэтому, мало её просто купить — нужно достаточно дорого обслуживать, хранить в специальных местах, ангарах. Необходим специальный обслуживающий персонал. То есть, должна быть организована серьёзная инфраструктура.
Во-вторых, всё транспортное сообщение, которое будет осуществляться, завязано на целой массе законов, правил и достаточно своеобразной структуре воздушного пространства (именно московского региона). В действительности, и самолеты, и вертолёты не могут летать просто по прямой линии, а ещё и над самой Москвой. Потому что в воздушном пространстве, особенно в надмосковской воздушной зоне, есть целые блоки (территории), которые являются зонами ограничений полётов, закрытыми и запретными зонами, над которыми пролёт запрещен. Это могут быть секретные государственные объекты, курортно-рекреационные зоны (пример, Завидово), где отдыхают сильные мира сего. Одна из запретных зон, кстати, расположена над Барвихой.

Организация маршрута также специфична. Так, для того, чтобы совершить полёт, пилоту нужно подать заявку в территориальный орган организации воздушного сообщения и получить одобрение. Только потом можно лететь. Как минимум час может уйти на согласование. Препонами к полёту могут быть парашютные прыжки в каком-то месте на маршруте либо пролёт борта № 1 (самолёт президента страны). В этом случае полёты в этот день могут быть запрещены в принципе либо проложены по другому маршруту. И, конечно, серьёзный ограничительный фактор — полёты над столицей разрешаются только на высоте свыше 8 тысяч километров».

«Правильнее говорить не о проблемах, а о существовании ряда правил, — предупреждает Михаил Демидов. — Да, территория внутри МКАД является запретной для выполнения полётов. Также регулярно вводятся режимы по ограничению использования воздушного пространства. Но это нельзя назвать проблемой — это условия. Над Вашингтоном, к примеру, тоже нельзя летать… Таким образом, ближайшее место, откуда возможно выполнять полёт в московском регионе — внешняя сторона МКАД, что требует наличия сети вертолётных площадок по периметру трассы. На данный момент их недостаточно. Общедоступная посадочная площадка должна быть на каждом шоссе, выходящим из города. Кроме того, посадка на частную территорию возможна только с разрешения владельца территории, потому должен быть общедоступный контакт для связи с владельцем или администрацией посёлка. При официальной регистрации такой площадки, все её характеристики становятся общедоступными для лётного сообщества».

«У российского вертолётного рынка есть все шансы на полномасштабное развитие, причём в отдалённом будущем перевозки могут стать доступными не только для людей высокого статуса, — уверен Антон Гололобов. — Будет спрос — будет предложение, и девелоперам вполне под силу обеспечить потребителя соответствующей инфраструктурой. Толчком к усовершенствованию может стать разрешение на свободное перемещение по стране — естественно, с уведомлением. Тогда во множественном числе появятся вертолётные стоянки, хабы, площадки рядом с городом или в других необходимых местах за МКАД».

«Вопрос о перспективах не связан со снятием запрета над полетами над Москвой, — возражает Михаил Демидов. — Крайне острой необходимости снимать данный запрет нет, это не настолько общая потребность. Полеты над столицей должны быть специфичными, сделать их массовыми было бы неправильно — это будет неудобно для жителей, ведь мегаполис нашпигован жилыми кварталами. К тому же „откр