Сегодня Арбат — это заповедный район Москвы с контрастным характером. С одной стороны, здесь расположена главная туристическая и старейшая улица столицы, по которой хотя бы раз прошлась большая часть России. С другой — именно здесь находятся те самые тихие и истинно московские дворики, один из которых и запечатлён на каноническом «Московском дворике» Поленова. Одни любят район за центральное расположение и бурлящую энергию туристов и экспатов, для других, коренных москвичей, Арбат — это особенное место Москвы, где из поколения в поколение живёт семья. 

За свою более чем 500-летнюю историю Арбат прошёл долгий и богатый на события путь: от ремесленной улицы, по которой москвичи добирались до Смоленска ещё в XV веке; её реинкарнации в аристократический центр в XVIII, после того как Арбат частично сгорел (горел он часто: в 1812-м, когда по нему пробирался в Москву Наполеон — дотла); торгового эпицентра города к концу XIX со всплеском застройки доходными домами; правительственной трассы, по которой «на работу» ездил Сталин (затем она сменилась на проспект Калинина — Новый Арбат) и до современной главной пешеходной и туристической улицы Москвы. Пешеходным Арбат, кстати, стал лишь в самом конце XX века.

За это время улица длиною чуть больше километра ни разу не изменила ни свою систему устройства улиц и переулков, ни имени (хотя в середине XVII века её и пытались переименовать в Смоленскую). А вот единой ширины Арбат не имел несколько веков: она колебалась от 10 до 19 метров, вплоть до 1736 года — первого пожара, в котором сгорела часть застроек. Новые дома уже возводились с замыслом единого стандарта ширины улицы.


Современный Арбат — один из лидеров среди районов ЦАО по востребованности у девелоперов элитной недвижимости. Сегодня на этот — самый маленький по площади район — приходится до 10% рынка новостроек элит и премиум класса. В условиях ограниченного количества площадок под строительство и реконструкцию новые проекты здесь единичны и пользуются стабильно высоким спросом. Среди которых можно отметить Artisan, Turandot Residences, «Театральный дом», «Дом на Хлебном», «Звёзды Арбата», Smolensky Deluxe. Основную долю предложения занимают апартаменты, на квартиры приходится всего около 9%.

Вторичный рынок Арбата — это дореволюционные доходные дома, особняки, сталинки, дома ЦК и современные элитные ЖК («Афанасьевский», «Смоленский бульвар, 24», «Клубный дом на Арбате») со стоимостью кв. метра от минимальных 500 тыс. рублей и средних по району — 850 тыс. рублей. При этом большая часть предложений относится к многокомнатным квартирам и пентхаусам с дизайнерским ремонтом, а средние цены на кв. метр в новостройках составляют около 660-700 тыс. рублей. При этом соседние дома часто относятся к разным периодам в прошлом улицы: например, доходные дома №27/47, 35 и 52с1 свидетели уже шумного и торгового Арбата XX века, а № 37 в стиле ампир — усадебной улицы XVIII века.


Район, расположившийся в самом центре Москвы — на территории от Кремля до Москвы-реки и объединяющий Бульварное и Садовое кольцо — обладает максимально высокими характеристиками в отношении транспортной доступности: от 7 станций метро («Александровский сад», «Арбатская» Филёвской и Арбатско-Покровской линий, «Смоленская» Филёвской и Арбатско-Покровской линий, «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая»), развитой сети трамвайных путей до главной магистрали района — Нового Арбата, соединяющего Воздвиженку и Кутузовский проспект. К тому же арбатская «компактность» и система улиц и переулков, не изменившаяся со второй половины XVIII века, позволяет даже пешком вполне комфортно и быстро добраться до любой из точек района.

Помимо статуса туристического, Арбат и культурный центр Москвы. Район с давних пор привлекал потомственную московскую интеллигенцию и людей искусства: Пушкина, Гоголя, Герцена, Толстого, Чехова, Блока, Цветаеву; художника В. Д. Поленова; архитектора А. В. Щусева; композитора С. В. Рахманинова, жившего в Серебряном переулке; Е. Б. Вахтангова, театр имени которого также находится на Арбате; учёного К. А. Тимирязева и многих-многих других. Поэтому на территории района расположено множество памятников архитектуры, истории и культуры (в том числе, домов-музеев вышеперечисленного золотого фонда), а также ресторанов, баров и бизнес-центров, по уровню не уступающих арбатской недвижимости.


История Арбата

Название «Арбат», по самой популярной версии, произошло от арабского слова «арбад» (пригород, предместье), привезённого в Москву арабскими купцами или крымскими татарами в XV веке — когда этот район считался окраиной столицы. Есть и ещё несколько версий: дореволюционный историк Иван Забелин считал, что «Арбат» произошёл от прилагательного «горбат» — из-за рельефа местности. Другие учёные предполагали, что это имя созвучно со словом «арба» (телега), и объясняли его связь с наименованием ремесленниками, жившими в самой арбатской слободе и поблизости.

В слободском прошлом на Арбате жили не только обычные мастеровые, но и дворцовые плотники и прислуга, ювелиры и купцы. Это факт до сих пор запечатлён на арбатских улицах в названиях переулков Староконюшенный, Кречетниковский, Поварская, Скатертный, Столовый, Хлебный и др. Позже здесь располагались стрелецкие полки.


Во второй половине XVIII дворяне вытеснили с Арбата ремесленников и купцов: улица стала одной из самых аристократичных в Москве. Но застройка по-прежнему была исключительно деревянной, и тоже погибла в следующем пожаре — 1812 года, при Наполеоне. Новые здания на старых фундаментах строились уже каменными и преимущественно в модном тогда стиле ампир. На Арбат переселяются знатные фамилии Голицыных, Трубецких, Волконских, Шереметьевых и др. Их малоэтажные дома-усадьбы с бельэтажами и мезонинами приносят в район семейный уклад жизни, и Арбат становится, по А. Герцену, «Сен-Жерменским предместьем Москвы». К XIX веку Арбат становится ещё престижнее и популярнее: сюда стремится московская интеллигенция — писатели, художники, скульпторы, профессоры с фамилиями Толстой, Растопчиный, Кропоткин Долгорукий и др.

Во второй половине XIX-начале XX века облик улицы приближается к современному: дома становятся выше, растёт количество лавок и магазинов с пёстрыми вывесками, в 1908-м запускается первый трамвай. А таким, как его видят туристы сегодня, Арбат стал в 1986 году: улицу сделали пешеходной, установили фонари в ретро-стиле и реконструировали фасады, добавив им деталей и красок (раньше арбатские дома были преимущественно серыми).