Наша рубрика основных архитектурных стилей завершится направлениями барокко и рококо, связанными друг с другом по «родственному» признаку. И начнём этот экскурс с особенностей истории возникновения «избыточного» стиля барокко.


©mykaleidoscope.ru


Барокко

Стиль барокко зародился в Италии, на излёте эпохи Возрождения в XVI—XVII веках. Название стиля, появившегося в противовес строгости классицизма и рационализма, происходит от итальянского слова barocco — «странный», «нелепый», «причудливый», «склонный к излишествам», а с португальского языка (perola barroca) переводится как — «жемчужина неправильной формы». Португальский перевод — это своего рода отсылка к одной из особенностей стиля — овальной форме построек, которые были до барокко совсем не популярны.

Барокко зародился в ту эпоху, когда страна стремительно теряла своё былое могущество на мировой арене. И именно появлением пышного барокко католическая власть хотела довольно обстоятельно продемонстрировать якобы по-прежнему сильное положение и богатую казну, что, увы, было далеко от реальности. Проще говоря, денег строить новые дворцы не было, поэтому старые обильно декорировали элементами в стиле барокко. К тому же роскошные барочные храмы должны были, по сравнению со скромными постройками протестантов, демонстрировать мощь папского престола.


Фонтан Треви в Риме ©wallhere.com

Дворец Келуш в Лиссабоне ©million-wallpapers.ru

Архитектура и оформление интерьеров в барокко главные: им подчиняются и живопись, и скульптура. Архитекторы направления не только отстроились от классических традиций в сторону масштабности и визуального «достатка», но и стилизовали основные элементы архитектуры Возрождения — каноничные купола и колоннады в барокко стали больше, выше и декоративнее. Ещё из характерного — многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приёмов, как наследие архитектуры эпохи Возрождения, которая, в свою очередь, берёт истоки в античных традициях.

Как мы уже говорили выше, для барокко очень характерен избыточный декор: многочисленные ангелы, обилие росписей (мозаик и фресок) на потолке и стенах, витые колонны (как бы создающие иллюзию движения вверх) и величественные лестницы, которые не только выполняют свою прямую функцию, но и становятся предметом интерьера, нередко центральным в помещении. Пространства, кстати, часто анфиладные.


Большой Екатерининский дворец в Пушкине ©fineartamerica.com

Собор Санта-Мария Делла Салюте в Венеции ©holidaygid.ru

Узнать барочные интерьеры довольно несложно: в них всегда присутствет обилие позолоты, множество мелких деталей, резьбы, лепнины с растительными мотивами (виноградные лозы, листья, цветы) и античной темой. Помимо насыщенного декора и пышных форм, очень часто используется приём цветового контраста в рамках барочной палитры: бордово-красный, темно-изумрудный, горчично-бежевый и др. В барокко используется ещё один контраст — света и тени, что напрямую отражается на идее системы освещения, центр которых роскошная люстра. Мебель в этих интерьерах всегда массивная, резная и драпированная дорогим текстилем, и на окнах — тяжёлые ткани и гобелены.

Из Италии барокко распространился по всей Европе и даже в Америку, став первым общемировым архитектурным стилем. А так как этот стиль призван выразить полноту жизни и наслаждение ею, все постройки этого периода масштабны и величественны. Яркие примеры чему: собор Санта-Мария Делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче, Королевский дворец в Мадриде, палаццо Кариньяно в Турине, Фрауэнкирхе и Цвингер в Дрездене, фонтан Треви в Риме.


Интерьеры в стиле барокко ©evdom.ru / ©diabaz-angarsk.ru

Рококо

Наследником, правда, в своей манере, стал рококо. Можно сказать, что рококо — это перерождение роскошного барокко в более изящной и причудливой форме. Направление появилось в первой половине XVIII века во Франции и продлилось вплоть до конца правления Людовика XV, ярого фаната рококо. А вот наибольшую популярность этот стиль получил в Баварии.

И так же, как барокко, рококо наиболее развился в архитектуре и дизайне интерьеров. Его отличительная особенность в обеих сферах — изогнутые линии, вплоть до прямой ассоциации зданий с морской ракушкой, что, кстати, вполне обосновано (с фр. rocaille или в более поздней версии rococo — «причудливый», «капризный», «ракушка», иногда произносится как «рокайль»).


Театр имени Юлиуша Словацкого в Кракове ©na-dache.pro

Дворец Сан-Суси в Потсдаме ©vita-property.ru

Это направление стремится быть ещё более торжественным, несимметричным и особенно изысканным, затейливым, светлым и воздушным, в отличие от массивного барокко. В оформлении интерьеров преобладают закруглённые плавные линии и обилие резьбы, лепнины, позолоты, а также мелких предметов декора и богатая отделка. Один из самых узнаваемых и характерных элементов стиля — картуши (декоративная лепнина в виде щита или развёрнутого свитка).

В интерьерах в стиле рококо ощущается стремление к комфортной жизни, поэтому в период расцвета стиля создаётся чрезвычайно удобная мебель. Конечно, с изогнутыми ножками и множеством декоративных украшений. Палитра рококо — пастельная, нежная: часто используются сочетания белого с нежными розовым, светло-зелёным, голубым, сиреневым, что не исключает классическое роскошное сочетание — слоновой кости с золотом.


Дворец Шарлоттенбург в Берлине ©about-planet.ru

Испанская лестница в Риме ©planetofhotels.com

В оформлении окон используются орнаменты лепнины также с «ракушечной» темой или растительной. А внутренние пространства «волнистых» зданий — камерные, уютные и сильно напоминающие будуары. Стены оформляются деревянными панелями, на полу — узорный паркет и ковры-гобелены, множество зеркал — для создания ощущения открытого пространства.

Рококо преимущественно реализовывался в домах аристократии, где главное — желания заказчика и фантазия архитектора, как их реализовать. Знаменитые постройки в стиле рококо: Малый Трианон в Версале, дворец Сан-Суси в Потсдаме, Испанская лестница в Риме, Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.


Интерьеры в стиле рококо ©mykaleidoscope.ru / ©rehouz.info

Стиль рококо появился позже стиля барокко, что позволило ему унаследовать многие черты «старшего брата». Оба стиля строятся на причудливости, изогнутых линиях, растительных мотивах и обилии декоративной отделки. И барокко, и рококо являются антагонистами классицизма, хоть и в разной степени. Барокко и рококо похожи по общему ощущению величия и торжественности, сильной декоративной составляющей и наибольшей сосредоточенности скорее на оформлении зданий внутри — на интерьерах, чем на фасадах. Но между стилями есть и характерные отличия: если барокко стремится поразить зрителя, рококо — продемонстрировать изысканный и утончённый вкус владельца дома и его архитектора.

Заказчиком барокко были сплошь королевские особы и приближённые к ним по уровню жизни, что отражалось на парадном характере направления и его цели производить внешний эффект. Рококо же скорее предназначен для красиво оформленной частной жизни. Но, наверное, главное различие между ними — это масштаб. У барокко — всё грандиозное и серьёзное, а в рококо — мельче, изящнее и игривее.


Интерьер в стиле барокко ©maax-mebel.ru

Интерьер в стиле рококо ©legko.com

__________
На обложке: ​интерьер в стиле рококо ©admagazine.ru