Конструктивизм появился как антагонист принципа «искусство ради искусства»: его идея обратная — подчинение формы (строго геометричной) её практическому назначению. Во главе угла встали рациональная практичность и желание перемен, что подразумевало отказ от багажа архитектурного прошлого. Случилось это в СССР, в 20-х прошлого века. 


интерьер Екатерины Александровой ©aleksandrovadesign.com

Конструктивизм

В основе конструктивистской архитектуры 1920-х, помимо функциональной рациональности, важную роль играла и выразительность чистой геометрии, динамика, масштаб и естественная игра света и цвета которые могли «сформулировать» любую идею и образ — без лишнего декора. Легендами конструктивизма стали советские архитекторы Леонидов, братья Веснины, Чернихов, Гинзбург, Мельников, относящиеся к авангардизму — предтечи конструктивизма.


©homeli.ru
 
Клуб им. Русакова Константина Мельникова (ул. Стромынка, д. 6) был построен в 1929 году, как ответ на запрос нового времени: на смену церквям приходят клубы — универсальные культурно-образова­тельные центры, требовавшие новой типологии зданий. Мельников доказывал, что в новой архитектуре нет места устояв­шимся приёмам и табу, а настоящее за домами-трансформерами (как их назвали бы сегодня) И тут мы подобрались сразу к двум основным принципам конструктивизма — композиционной свободе и слиянию формы и функции.


©homsk.com

Устройство клуба Мельникова, построенного для профсоюза коммунальщиков, для наглядности можно сравнить с рупором: в узкой части — сцена, в средней — партер, а в самой широкой — три амфитеатра, «нависающих» над главным фасадом, которые при помощи опускающихся стен могли «отсекаться» внутри — для автономной работы кружков и собраний. Мельников, кстати, спроектировал 6 подобных клубов и для каждого разработал собственную инженерию, но она, к сожалению, так и не была реализована — его технические идеи опережали время.


©homsk.com

Ещё два принципа конструктивизма — пропагандистский символизм и пластичность архитектуры. Другими словами, архитектура стала инструментом трансляции нового образа жизни, отличным примером чего является проект Моисея Гинзбурга — дом Наркомфина (Новинский бульвар, д. 25 к.1). Дом Наркомфина строили как «опытный дом переходного типа» для чиновников Народного комиссариата финансов СССР (Наркомфина). Экспериментальный проект должен был помочь перестроить быт советского человека на образцовый коммунистический лад. На плане комплекса было четыре корпуса: жилой на 200 человек; коммунальный с кухней, двумя столовыми, спортзалом и библиотекой; отдельный детский сад с яслями и служебный двор с прачечной, сушилкой и гаражом. Кроме детского сада, все комплексы полностью или частично были реализованы.


©art-estate.top

©narkomfin.ru

Жилой блок был поделён на квартиры-ячейки различного типа: «F» площадью 37 кв. метров для 1-2 человек; «2F» — сдвоенный вариант квартир «F» и 90-метровые «К» для больших семей. Все квартиры — со встроенной мебелью, компактными сантехническими ячейками (так появился совмещённый санузел) и двухэтажные: на первом этаже располагалась гостиная, на втором — спальня и санузел. Ещё одна особенность дома Наркомфина — широкие коридоры, спроектированные как общественные зоны, и шезлонги для солнечных ванн на крыше. 


©Ольга Мелекесцева; Fritz Von Der Schulenburg / архив AD

Дом Наркомфина недавно был отреставрирован бюро «Гинзбург Архитектс», возглавляемым внуком Моисея Гинзбурга. За 4 года (проект сдан летом 2020-го) 6-этажное здание модернизировали в умный дом элитного класса на 44 квартиры площадью от 31 до 128 кв. метров с готовыми интерьерами, приватным парком и парковкой с электрозарядкой. Подробнее о проекте — здесь.


©Ольга Мелекесцева; Fritz Von Der Schulenburg / архив AD


Как принципы конструктивизма реализуются в интерьере:
  • жилое пространство проектируют без строгого разделения на функциональные зоны — никаких коридоров или межкомнатных дверей, а визуальный эффект единого пространства часто достигается сплошной окраской потолка, пола и стен;
  • конечно же, строгие монолитные формы и правильная геометричность линий, для достижения которых в отделке используют стекло, металл, натуральное дерево;
  • стиль не терпит перенасыщения принтами, орнаментами и текстурами, поэтому для стен выбирают глянцевые или матовые поверхности, никак не декоративную штукатурку (допускается оставить одну акцентную стену в бетоне или декорировать её натуральным камнем, их имитацией);
  • максимально утилитарная мебель, желательно единой формы и фактуры, в том числе, передвижная и / или встроенная мебель;
  • в классическом конструктивизме обычно используют не более трёх цветов, сочетая контрастные цвета и оттенки (светлый и тёмный, насыщенный и приглушённый), а для ярких акцентов используют красный, жёлтый, синий;
  • за освещение отвечают большие окна, отсутствие плотных штор, софиты и лаконичные осветительные приборы (подвесы, встроенные светильники и однотонные торшеры);
  • в отношении декоративных элементов есть только одно правило — все предметы должны быть функциональны.


©almode.ru

©furnishhome.ru

©designmyhome.ru

©pinterest.ru
Деконструктивизм

Помните третий закон Ньютона: любое действие рождает противодействие? С конструктивизмом вышло именно так. Думаю, из названия вполне очевидно, что этот стиль вышел из конструктивизма, как вызов его простоте и геометричности. Деконструктивизм — это продуманный архитектурный хаос и нарушение всех правил, появившийся в 80-х годах XX века, яркие представители которого широко известны — это Заха Хадид и Фрэнк Генри (см. ниже).


Загородный дом Владислава Доронина, выполненный по проекту Захи Хадид ©OKO Group

Художественный музей в Миннеаполисе по проекту Фрэнка Генри ©losko.ru

«Танцующий дом» в Праге по проекту Фрэнка Генри ©losko.ru

Отличительные особенности деконструктивистского интерьера:
  • максимальное и нарочитое отрицание рациональности в конструкции: сложные и изломанные формы, нарушенные пропорции, наклоны поверхностей в разных направлениях, оптические иллюзии, кривые линии, трансформация плоскостей и предметов;
  • сочетание несочетаемого и контрастного — цветов, фактуры, материалов;
  • очертания пространства в основном создаются диагоналями — причём, при переходе от стены (она может быть наклонной) к потолку или на видоизменённом потолке тоже;
  • канон — панорамные окна с деформированными рамами, а в качестве декоративного текстиля для них — не отвлекающие внимание тюль, жалюзи, римские или рулонные шторы;
  • в отличие от конструктивизма, здесь мебель можно и прятать, встраивая и интегрируя с полом, потолками и стенами, и, наоборот, делать акцентом интерьера, выбирая искажённые, неправильные и эпатажные формы;
  • в цветовой гамме тоже нет строгих ограничений: обычно в качестве базы используются сочетания нейтральных светлых оттенков с контрастными — по насыщенности и / или тону;
  • тему декора при сложной конфигурации пространства сполна раскрывают предметы современного искусства: абстрактная живопись, скульптуры из металла и стекла, панно из битых зеркал, массивные цветочные горшки; в деконструктивизме выразительны сама архитектура помещения, поэтому мелкие элементы теряются — обычно их не используют или прячут в шкафы и закрытые полки.


интерьер Роуза Тарлоу ©Conde Nast

©datahomes.ru

©airbnb.lt

©id.decor-modern.com

На обложке: ​конструктивистский интерьер ©pinterest.com