Горизонтальные небоскрёбы  появились в России в 20-х годах 19 века — в отличие от вертикальных, зародившихся в США. Идея подобных высоток «наоборот» принадлежит известному советскому авангардисту Эль Лисицкому, который таким образом решил два вопроса: как получить максимум полезной площади на минимальном участке и как строить высотки в центре, не затрагивая исторической застройки. Так, по его проекту 1924-1925 гг. у Никитских ворот могло появиться здание, весь объём которого был поднят всего на трёх опорах, оснащённых открытыми шахтами лифтов и стеклянными лестничными пролётами. Оно входило в серию Лисицкого из восьми горизонтальных небоскрёбов для госучреждений и бюро на главных площадях Москвы. Проект не был реализован, а мог бы выглядеть так:


Визуализация Константина Анохина, опубликована на ©strelkamag.com

Идеи Лисицкого стали популярны на Западе, но увы, не у нас. Единственной постройкой конструктивиста в Москве стало здание типографии журнала «Огонёк» в Самотёчном переулке — совсем не небоскрёб (см. ниже). В современной же Москве к горизонтальным небоскрёбам можно отнести разве что здание Московской школы управления «Сколково» 2010 года. Школу проектировал британец Дэвид Аджайе, главным референсом которого стала картина Казимира Малевича «Супрематизм». Здание состоит из четырёх корпусов (административный блок, спортивный комплекс, гостиницы и общежитие), опирающиеся на 72-метровый диск высотой 18 метров — это три этажа (нулевой с парковкой и 2 учебных).


Бывшая типография «Огонька» (©mdom.biz) и здание Московской школы управления «Сколково» (©kudago.com)

Как уже упоминалось ранее, в отличие от соотечественников зарубежные архитекторы посчитали идеи Лисицкого ультрасовременными и не побоялись их реализовать. Причём речь не только о передовом европейском дизайне, но и бывшей стране Союза ССР — Грузии, где в 1975 году по проекту местных архитекторов Георгия Чахавы и Зураба Джалагхании была построена горизонтальная высотка (относительно) Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР, опирающаяющаяся на три вертикальные конструкции и состоящая из пяти двухэтажных горизонтальных балок. Сегодня здесь находится офис Банка Грузии.


Здание Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР ©judon

В Германии, судя по наличию подобных объектов в разных городах, архитектурное решение Лисицкого понравилось ещё больше. Так горизонтальные небоскрёбы есть Дюссельдорфе, Кёльне и Мюнхене. Одним из первых в стране и на Западе в принципе появилось здание PEC Port Event Center — креативный центр в порту Дюссельдорфа, спроектированный немецким архбюро Wansleben Architekten.


PEC Port Event Center в Дюссельдорфе ©flickr.com

Другая местная архитектурная студия BRT Architekten построили в Кёльне многофункциональный комплекс Kranhaus из трёх 60-метровых горизонтальных небоскрёбов, визуально смахивающих на строительные краны. И ещё один проект немецких архитекторов из Steidle Architects реализован рядом с Восточным железнодорожным вокзалом в Мюнхене. Medienbrücke («Медиамост») для местной компании IVG Munich действительно выглядит как мост: на железобетонных колоннах высотой 42,5 метров, внутри которых находятся лифты и лестницы, «лежит» трёхэтажное офисное здание, торцевые части которого выходят за границы колонн на 22 метра.


Kranhaus в Кёльне (Diogo Santa Cruz, pinterest.ru) и Medienbrücke в Мюнхене (©dwgformat.ru)

Ещё один горизонтальный небоскрёб находится в Голландии: в стеклянном четырёхэтажном здании-прямоугольнике (32х133 метра) на тонких опорах базируется роттердамский офис международной компании Unilever. В этом проекте архитекторы голландского архбюро JHK как раз таки реализовали одну из целей Лисицкого по защите исторической застройке, сохранив старинное здание под новостроем.


DeBrug / decade в Роттердаме ©rbc.ru

Из экзотических направлений, относительно новый (2014 г.) проект горизонтального небоскрёба был реализован в Кито (Эквадор). UNASUR Building — это пятиэтажное здание, из которого «вырастают» 50-метровая и 38-метровая колонны, символизирующие по замыслу архитектора Диего Гуаясамина свободу. Здесь находится штаб-квартира Союза южноамериканских наций UNASUR.


UNASUR Building в Кито (Эквадор) ©archdaily.com
 
В 2020-м после 8 лет строительства в Китае (Чунцинь) открылся комплекс Raffles City Chongqing с небесным 300-метровым мостом Crystal на высоте 47-го этажа. Горизонтальный небоскрёб Crystal объединяет четыре из шести 250-метровых южных башен (две северные высотой 350 метров). Монтаж его конструкций происходил на земле у основания комплекса, а затем части небоскрёба кабельными домкратами поднимались на высоту 250 метров. Подъём на открытую смотровую площадку, в сад из 120 деревьев или бассейн Crystal занимает 52 секунды на экспресс-лифте. Подробнее о проекте — здесь.


Raffles City Chongqing с небесным мостом Crystal в Китае ©SFAP Studio

И наверное, самый известный горизонтальный небоскрёб — отель и самое дорогое казино в мире Marina Bay Sands в Сингапуре. Комплекс построен на берегу одноимённого залива Марина Бэй в 2011 году — по проекту сирийца Моше Сафди, неочевидно использовавшего в своём проекте образ карточной колоды. Архитектурный ансамбль Marina Bay Sands состоит из трёх 200-метровых вертикальных башен и одной 340-метровой горизонтальной в форме лодки, расположенной на высоте 66,5 метров. В ней находятся панорамная терраса, сад и 150-метровый бассейн.


Marina Bay Sands в Сингапуре ©thetoptours.com