Белый Кремль

Кремль несколько раз менял свой цвет: сначала был красным — таким как сейчас, потом его стены покрыли извёсткой, и главная крепость страны стала белой. Кремль белили вплоть до начала 1880-х годов, после чего перестали и позволили времени вернуть крепости оригинальный цвет — красно-кирпичный. Он часто горел и несколько раз был под угрозой сноса — на его месте хотели, например, построить самый большой в мире дворец, как символ величия России. Красная площадь тоже десяток раз могла поменять свою панораму и обзавестись Некрополем, ещё одним дворцом, наземным вокзалом, восьмой сталинской высоткой и двухуровневым мостом. Предлагаю посмотреть, как могли выглядеть Красная площадь и Кремль сейчас, если бы смелые проекты архитекторов прошлого были реализованы. Но сначала совсем немного истории.


Кремль в 1700 году. Реконструкции из проекта «Московский кремль 1800» ©mos-kreml.ru

Кремль в 1800 году. Реконструкции из проекта «Московский кремль 1800» ©mos-kreml.ru

Краткая история Кремля и Красной Площади

Кремль почти современного вида появился ещё при Иване III, в начале XVI века. Его строительством руководили итальянцы, поэтому, если вы окажетесь в Вероне, в крепости Кастельвеккьо, можете испытать лёгкое дежавю: особенно всмотритесь в так называемые «ласточкины хвосты» на контурах бойниц...) Итальянцы, конечно, были не первыми, кто перестраивал Кремль. В XV веке им, например, занимались русские зодчие Кривцов и Мышкин, но землетрясение 1471 года уничтожило их нестойкую постройку.


Башня Кастельвеккьо в Вероне ©commons.wikimedia.org

Ещё Кремль часто горел, начиная с 1177 года и потом довольно регулярно. Один из самых сильных пожаров случился в 1701 году: сначала загорелся Кремль, а затем огонь перекинулся на Замоскворечье и сжёг даже плоты на Москва-реке. После чего Петр I издал указ — из дерева не строить, а возводить каменные здания. Но Кремль успел пережить ещё один крупный и спланированный пожар: при наступлении Наполеона и в рамках известной нам военной стратегии. А потом Кремль и вся Москва тонула: в 1908 году из-за снежной зимы и рекордно тёплой весны Москва-река вышла из берегов. Кремль спасло расположение на Боровицком холме, а бедственное положение остальной Москвы можно оценить по исторической табличке в доме 4, строение 1, на Якиманской набережной — на высоте двух метров.


Наводнение в Москве. 1908 год, неизвестный фотограф ©коллекция Музея Москвы

Красная площадь в 1787 году. Вид Красной площади от собора Василия Блаженного в сторону Иверских ворот. А.Ф. Гильфердинг.
Красная площадь вокруг Кремля появилась также при Иване III, который приказал снести все деревянные постройки вокруг — из-за очевидной угрозы пожара, которая часто реализовывалась. На освободившейся площади стали торговать, отсюда пришло первое из её самых ранних названий — «Торг». Второе, больше народное — «Пожар». Затем площадь была переименована в Троицкую — в честь церкви Троицы, находящейся неподалёку. И в XVII веке по приказу Алексея Михайловича площадь стала Красной: по мнению одной половины историков из-за превалирующего цвета построек рядом, вторые склоняются к версии красная — «красивая».


Красная площадь в 1787 году. Вид Красной площади от собора Василия Блаженного в сторону Иверских ворот. А.Ф. Гильфердинг.

Современный облик уже Красная площадь обрела только в конце XIX века, когда были построены здания Исторического музея и ГУМа (ранее Верхние торговые ряды). Казанский собор и Воскресенские ворота, кстати, на какое-то время «покидали» Красную площадь: собор был взорван в 1936 году по приказу Сталина и восстановлен по историческим чертежам лишь после распада СССР, а Воскресенские ворота были разобраны на 5 лет раньше, потому что мешали проходить танкам, и возведены заново только в 1994 году.


Какими Кремль и Красная площадь не стали

Большой Кремлёвский Дворец

Глобальная, но несостоявшаяся перестройка Красной площади и Кремля началась с Екатерины II, которой достался ветшающий Кремль, палаты которого опустели после перевода Петром I столицы в Петербург. Императрице предложили его снести и на его месте выстроить Большой Кремлёвский Дворец, который продемонстрирует величие России. Проект нового дворца был придуман любимым архитектором Екатерины II Василием Баженовым (автором дома Пашкова и комплекса в Царицыно).


Модель Большого Кремлевского дворца ©sashkinhouse.blogspot.com

Самый большой в мире Дворец должен был окружать Соборную площадь и спускаться к Москве-реке вниз по Боровицкому холму. Изготовление макета огромного здания заняло у Баженова и его подмастерьев более 5 лет. В итоге получилась модель размером 10×20 метров, которую Екатерина согласовала, и Кремль начали ломать. Но при разборе старых стен на стене одного из соборов появились трещины. К тому же строительство оказалось затратнее ожидаемого. И императрица решила свернуть проект, и кремлёвскую стену вдоль Москвы-реки отстроили заново. Макет несостоявшегося дворца можно увидеть и сегодня — в Музее архитектуры им. Щусева.

Екатерине II предлагали ещё один проект перестройки центра Москвы: в конце XVIII века архитектор Пётр Кожин создал план реконструкции города и возведения каменных построек, чтобы очистить Москву от пожароопасных деревянных построек. Кожин не предлагал снести исторические постройки, но хотел отстроить новые проспекты и новые правительственные здания в современном стиле. Проект не согласовали, но Екатерина II всё же поручила построить в Кремле новое здание в стиле классицизм для департамента Сената. Так был построен Сенатский дворец, который сейчас является резиденцией президента России.


Современная визуализация проекта Баженова, автор неизвестен

Вокзал и мост

При Николае II появились идеи о транспортной реорганизации Красной площади. Инженеры Пётр Балинский и Евгений Кнорре представили проект, в котором предлагали пустить по Москворецкому мосту и через Красную площадь железнодорожную эстакаду, а под стенами Кремля выстроить наземный центральный вокзал, достаточно красивый, кстати. Новая железная дорога должна была огибать всю Москву и в центре города проходить под землёй, где повторяла направление современной Замоскворецкой линии — от Замоскворечья в сторону района Сокол. По проекту должен был появиться и новый мост через Москву-реку — огромный, двухуровневый и железнодорожный.


Москворецкий метромост (по проекту инженера П. И. Балинского), рисунок Н. Каразина, 1902 год ©Музей Москвы

Но идея не понравилась ни Мосгордуме, которая решила, что он нарушит стилистику города; ни духовенству, которыое опасались, что наземные ветки помешают церквям, а подземные ветки вовсе противоречили религии; ни малым предпринимателям того времени — частные владельцы трамвайных линий видели в нём угрозу для бизнеса. И проект отклонили.


Эстакада и центральный вокзал на Красной площади (по проекту инженера П. И. Балинского). Рисунок Н. Каразина, 1902. Музей Москвы

Здание Наркомтяжпрома и восьмая сталинская высотка

При большевиках, переехавших из Петербурга в Кремль, в Москве перестал действовать негласный запрет старой власти на строительство зданий выше 81-метровой Колокольни Ивана Великого в Кремле. А мощное и влиятельное министерство Наркомтяжпрома требовало себе нового и соответствующего статусу здания. Так в середине 1930-х появились планы построить монументальное конструктивистское сооружение прямо на Красной площади, на месте ГУМа.


Конкурсный проект здания Наркомтяжпрома, 1934 ©общественное достояние

В 1934 году правительством на лучший проект «величественного» здания Народного Комиссариата тяжёлой промышленности был объявлен конкурс. В первом этапе участвовали 12 ведущих архитекторов того времени: братья Веснины, Щусев, Алабян, Гинзбург, Мельников, Леонидов, Мордвинов и др. Следующий этап конкурса занял несколько лет, и пока выбирали проект, здание Наркомтяжпрома отодвигалось всё дальше от кремлёвской стены — в самых поздних вариантах дом министерства планировался в Зарядье. Реализации проекта помешала смерть Григория Орджоникидзе в 1937 году — руководителя Народного Комиссариата тяжпрома. По этой причине проект сначала заморозили, а потом — из-за резкого спада в развитии тяжёлой промышленности в 38-м и начала ВОВ вовсе закрыли.


Проект восьмой сталинской высотки в Зарядье ©общественное достояние

Для министерства хотели построить и второе монументальное здание в Зарядье — восьмую сталинскую высотку для сотрудников Наркомтяжпрома. При Сталине Зарядье было не самым благополучным районом, скорее наоборот. Поэтому квартал попал в генплан по реконструкции города и был очищен под новое высотное строительство. Но когда закладка новой высотки только началась, Сталин умер, а сменивший его Хрущёв вёл политику отказа от архитектурных излишеств. Проект был закрыт, и в 60-х на месте высотки была построена гостиница «Россия», которую, к слову, в 2000-х тоже снесли.


Конкурсный проект здания Наркомтяжпрома Мордвинова ©общественное достояние

Дворец Советов

История демонстрации величия страны не закончилась на проекте Большого Кремлёвского дворца при Екатерине II: при советской власти был придуман свой, не менее исполинский дворец — со стометровой статуей Ленина на крыше. Дворец Советов высотой 415 метров должен был появиться на месте Храма Христа Спасителя, взорванного в 1931 году. Здание планировалось как административное и самое высокое в мире. Проект даже начали реализовывать, успев вырыть котлован и заложить фундамент, но дальнейшему строительству помешала война. После ВОВ план потерял свою актуальность, и котлован превратили в открытый бассейн «Москва» — самый большой в СССР. В 1990-х его закрыли и на его место вернули Храм Христа Спасителя, вернее его слегка увеличенную копию.


Макет Дворца Советов Бориса Иофана ©theartnewspaper.ru

В 40-х в Москве появилась специальная служба, задачей которой было «двигать» дома — в рамках генплана Сталина по реконструкции Москвы. Первым служба передвинула на 25 метров двухэтажное здание электроподстанции у Тверской улицы, в всего — около десятка домов, в том числе здание Моссовета, МХАТ, жилой дом на ул. Серафимовича и два НИИ при строительстве Комсомольского проспекта в конце 50-х. Что интересно, когда здания передвигали, жильцы продолжали в них жить, и инженерные коммуникации работали в обычном режиме.


Подготовка к передвижке здания Моссовета по плану реконструкции улицы Горького, 1939. TASS

Некрополь

Смерть Сталина 5 марта 1953 года могла послужить причиной ещё одного витка реорганизации Красной площади: на ней мог появиться свой Некрополь. После смерти Генсека остро встал вполне логичный вопрос — что делать с телом? Сначала его поместили в Мавзолей к Ленину, а над входом под крупными буквами «ЛЕНИН» добавили «СТАЛИН». Но это был лишь временный вариант, потому что уже 6 марта было принято партийное постановление — в Москве появится свой Пантеон, наподобие римского «Храма всех богов».


Проект советского пантеона архитектора Власова ©общественное достояние

Советский пантеон планировалось сделать мемориальной усыпальницей для всех, кто похоронен у Кремлёвской стены и вождей СССР. Для архитекторов была поставлена задача создать монументальный проект с барельефами, мозаиками и живописью на площади 500 тысяч квадратных метров. И одним из самых обсуждаемых и «подходящих» стал проект Николая Колли. Он предложил построить гигантский Некрополь в стиле советского неоклассицизма с мотивами римского Пантеона. И расположить его напротив Кремля — на месте ГУМа и половины исторической застройки «Китай-города», включая Политехнический музей. Но, со сменой политической власти, проекты Колли и других архитекторов так и остались идеями и проект Некрополя был закрыт.

Переделать всё в Москве, предварительно всё разрушив, хотел и модернист Ле Корбюзье. Архитектор верил в будущее коммунизма и нежно любил Москву, как колыбель мировой революции, поэтому стремился принять участие и в госплане по реконструкции города. Он предлагал снести все постройки, кроме Кремля и Китай-города, и превратить Москву в огромный город-сад из небоскрёбов и новых проспектов.


План реконструкции Москвы Ле Корбюзье, 1932 год ©общественное достояние. 1 — промышленность, 2 — жильё, 3 — административный центр, 4 — спортивные центры, 5 — главный вокзал, 6 — университетский городок

Обложка: ​©RussianPhotographs.net / Razzhivin Igor_Velichie_I_Krasota_large_254769