Минимализм зародился в Голландии в 1920-х гг. и поначалу не был особо востребованным. Но всё изменилось после Второй мировой, когда колоссальные разрушения уровня целых стран требовали свежих архитектурных решений, не нуждающихся в масштабных вложениях — финансовых и временных. Тогда и сформировался главный принцип минимализма «меньше — значит, лучше». Современное же направление стиля окончательно оформилось благодаря молодёжи послевоенного поколения, которая активно протестовала против накопительства. Другой фактор, который повлиял на развитие стиля — очередной всплеск популярности японской культуры, чьи ценности синхронны с этим направлением.



В общем направлении минимализма есть отдельные подстили, среди которых японский минимализм, легко узнаваемый по традиционным бамбуковым перегородкам с рисовой бумагой и контрастным чёрно-белым фасадам. Помимо японского выделяют подстили софт-минимализм с тёплой цветовой палитрой и акцентом на текстуры из натуральных материалов, эко-минимализм (опять же натуральные материалы, много зелени и эко-инженерия с солнечными батареями), хорошо известный в России скандинавский минимализм (его у нас называют просто скандинавским стилем) с обилием древесины, функциональных зон в планировке и естественного освещения и хай-тек (с англ. high-tech — «высокие технологии»), который тяготеет ко всему ультрасовременному, что позволяет в его рамках использовать и искусственные материалы.



И перейдём к характерным особенностям минимализма, которые рассмотрим на конкретном примере — эксклюзиве Welhome — доме Nabokov на Остоженке, в Курсовом переулке, 10/1:

Геометричность форм (прямоугольники, квадраты, круги, прямые линии, но возможны и мягкие изгибы): обратите внимание на форму здания из нашего примера — правильный прямоугольник с графическими линиями панорамных окон (они, кстати, изготовлены в Швейцарии из абсолютно прозрачного стекла по технологии Optiwhite) и читаемой горизонталью — весь дом, как будто, тянется вверх.



Природные фактуры (натуральная древесина, камень, пробка) и классические, обязательно лаконичные, отделочные материалы (кирпич, однотонная штукатурка, обои под покраску, металлические перила и ручки, деревянные покрытия). Снова обратимся к Nabokov для наглядности: здесь особенности стиля начали соблюдать с вентилируемого фасада, который облицевали натуральным камнем с бархатистой фактурой (каждый из 42 800 брусочков монтировался вручную). Интерьеры были разработаны архбюро «Цимайло, Ляшенко и Партнёры», отделку контролировал застройщик (VESPER): вместе они сосредоточились на ценных породах дерева, натуральном камне и мраморе, свойственные и стилю, и классу объекта.



Обилие света, где акцент отдаётся продуманному искусственному освещению (многоуровневому мягкому и/или рассеянному) или естественному, достигаемому за счёт больших окон и минимального количества внутренних перегородок (см. фото ниже). Также используются точечные светильники, бра и торшеры из хромированного металла или стекла. Зеркала, работающие на ту же цель, тоже не будут лишними, но без фанатизма).



Монохромная гамма: для этого направления предпочтительна триада базовых чёрного, белого и серого цветов в сочетании с натуральной приглушённой палитрой — коричневый, пепельный, бежевый, иногда зелёный. Основная функция этой гаммы — сформировать необходимую чёткость и графичность пространства. Посмотрим реализацию этого критерия на конкретном апартаменте № 10 на 4 этаже площадью 231,1 м²: здесь главенствуют «законные» для стиля белый — на стенах, бежевый — в ванных комнатах и кухонной зоне и графичные чёрные элементы — в отделке окон. Полы выполнены из натуральной древесины светлого и тёмного оттенков, всё также в рамках натуральной палитры направления.



Отсутствие сложных деталей и обилия декоративных элементов (главное — это практичность, функциональность и эстетика естественных линий). Весь декор должен, что называется, находиться на своём месте и не перегружать помещения. Но это не значит, что декоративные элементы запрещены и должны быть незаметны — скорее их нужно обосновать в интерьере, как, например, эта монументальная мраморная лестница, которая подчёркивает архитектуру форм и объёмов пространства дома.



Свободное пространство, которое достигается за счёт минимума мебели, декоративных элементов и функциональности каждого предмета интерьера. Но база всего этого — грамотная планировка помещения. Для минимализма характерно стремление к единому пространству, которое зонируется только там, где оно действительно необходимо. Высокие потолки — тоже желательны (в Nabokov они до 3,6 метров).



Функциональная мебель, к которой в минималистичном пространстве приковано всё внимание (как и к качеству отделки). Это довольно логичный критерий: пространство в стиле минимализм предполагает небольшое количество мебели, поэтому она должна обладать высокой функциональностью (встроенная, трансформеры и т. д.).



Текстиль: думаю, подробно объяснять, что драпировки и прочие подобные декоративные решения этому стилю не свойственны, излишне) Минимализму подойдут лаконичные и однотонные шторы спокойных оттенков или, например, римские шторы, а можно и вовсе отказаться от этого предмета интерьера, стиль это допускает. Но текстильным акцентом могут стать ковры — правда, тоже в рамках стиля: они должны быть функциональны (прикроватные с длинным ворсом) и желательно классических форм — например, прямоугольные белого, бежевого или серого цветов.

Посмотреть все предложения в доме Nabokov
Особенности стиля бозар
Особенности стиля лофт