Ампир (от франц. empire — «империя») появился во время правления Наполеона Бонапарта, в 1804–1815 гг. Направление относят к позднему классицизму, но с особым акцентом на прославление военных побед и непосредственно личности предводителя. Создателями ампира считают французских дизайнеров (если говорить современным языком) Шарля Персье и Пьера Фонтейна: да и неправильно называть их архитекторами, так как Персье и Фортейн, в основном, реализовывались в дизайне мебели и интерьеров, чем в проектировании зданий.


Элементы фасада в стиле сталинского ампира, Москва ©sageerp.ru

Помимо наследия классицизма (особенности стиля здесь), ампир заимствовал символы и мотивы из архитектуры Древней Греции и Рима, а также Египта, после того, как туда с военным походом наведался Наполеон. Например, именно такое происхождение имеют два главных ампирных орнамента: классический античный акант в виде стилизованных листьев или стеблей и восточно-египетская пальметта — веерообразный орнамент в виде пальмового листа. Другие узнаваемые символы мудрости, силы и мужества в ампире — звериные мотивы со змеями, львами и орлами. И конечно, лавровый венок — универсальный образ триумфа, победы и власти.


Триумфальная арка в Москве ©starsity.ru

После Франции Наполеон пытался распространить ампир во всех странах, куда отправлялся с военными походами, но прижился он только в России Александра I. Причина этому, скорее всего, в тяге русской элиты тех времён ко всему французскому. Александровский классицизм, а затем и ампир должны были отражать военные успехи России, в особенности, победу над теми же французами в 1812 году. Для раннего русского ампира мотив государственной славы был важнее личности монарха, в отличие от наполеоновского ампира. Поэтому российская архитектура того периода обильна военной символикой, а занимались этим приглашённые иностранные архитекторы, в числе которых известные Карл Росси и Огюст де Монферран. К отечественным выдающимся архитекторам стиля ампир относят Осипа Бове, Андрея Воронихина и Василия Стасова.


Триумфальная арка в Париже ©liveinternet.ru

Интерьеры в стиле ампир

Но перед экскурсом в архитектуру в стиле ампир, вернёмся к особенностям стиля в интерьере. Для таких интерьеров характерны обилие симметричных планировок, прямых линий и острых углов, а также массивных и позолоченных элементов. Как я уже говорила, и в наполеоновском, и в александровском ампире заимствовали древнеримские детали — пилястры и колонны, а также стилизовали мебель вышеупомянутыми звериными образами — львиные головы и лапы украшали подлокотники и ножки, а орлиное крыло нередко повторялось в форме спинок кресел и диванов. И довольно часто встречаются орнаменты с военной тематикой — гербы, трофеи, лавровые венки и шпили.


Спальня императрицы Жозефины в Мальмезоне, Шарль ­Персье и Пьер Фонтен ©wikipedia.org

Цветовая палитра ампирных интерьеров обычно выстраивалась по следующей схеме: золотые декоративные элементы контрастировали с красными, синими и тёмно-зелёными оттенками в обивке мебели, а стенам и потолкам отводились светлые нейтральные тона.

К текстилю в этом направлении было особое отношение: выбирали исключительно дорогие ткани, часто блестящие — атлас, шёлк и бархат. Ими обивали мебель и стены, а также отшивали широкие и тяжёлые балдахины над кроватью. Применявшиеся отделочные материалы тоже можно объединить в ведущую категорию «роскошные»: мрамор, ценные породы древесины, золото, драгоценные камни.


Мебель в стиле ампир ©Ian Kelsall/ Pixabay

Самым популярным материалом для полов, часто сверху также покрытых коврами, были дерево и мрамор. Потолки украшались массивными бронзовыми люстрами, а вместо картин чаще использовались большие зеркала, расширявшие пространство. Так каждая деталь как будто подчёркивала масштаб владельца помещения и создавала ощущение его величия и власти. Поэтому это направление довольно сложно повторить в современных интерьерах.

Архитектура в стиле ампир

Особенности архитектуры в стиле ампир созвучны интерьерным особенностям: монументальные массивные колонны, пилястры, лепнина, военная и звериная символика со строгой и симметричной композицией — в отличие от готики. А главная архитектурная форма ампира — триумфальная арка, которую, кстати, изобрели в Риме. В рамках направления её сделали строже и воинственнее, но база — римская. Французские триумфальные арки в честь побед Наполеона — это прямые линии, мрамор, гранит и бронзовое литьё. Самая известная — это Триумфальная арка на площади Каррузель в Париже Жана Франсуа Шальгрена. Архитектор как раз вдохновлялся римской аркой Тита в честь взятия Иерусалима, I века нашей эры. Или Вандомская триумфальная колонна, отлитая по образцу колонны Трояна.


Вандомская триумфальная колонна в Париже ©edicthai.com

Архитектурные памятники ампиру есть и в других странах: например, в США это мемориал Джефферсона и здание американского Сената — правда, не в чистом виде, а с элементами барокко. Купол здания Сената США, кстати, в том числе, проектировался по чертежам Огюста Монферрана.


Сенат США ©Thuan Vo/Pexels

Русские архитекторы примерно тогда же строили монументы, напротив, в честь победы над Наполеоном. Один из важнейших — Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Вообще весь парадный Петербург выстроен в стиле ампир: это Александринский театр, Вагановское училище, Михайловский дворец, Казанский собор, здание Главного штаба, Александровская колонна (выше Вандомской колонны на 4 метра) и др. В Москве ампирные здания появились после пожара 1812 года: под руководством архитекторов Осипа Бове и Доменико Жилярди были возведены Манеж, Триумфальные ворота, множество особняков жёлтого цвета с колоннами и портиками, а также перестроен Московский университет.


Александринский театр, Санкт-Петербург ©wikipedia.org

Жёлтый цвет зданий — знаковый для российского ампира. Именно в такой палитре построено большинство объектов архитектуры тех времён. И связано это с посещением Парижа Александром I, в котором все дома были окрашены в голубой, зелёный и жёлтый — по специальному указу Наполеона. Нашему императору эта идея понравилась, и, вернувшись в Россию, он тоже приказал красить дома только в эти три цвета. Но наши архитекторы, в основном, выбирали жёлтый, который лучше остальных смотрелся на фоне мрачного неба и белого снега.


Исаакиевский собор, Санкт-Петербург ©nat-geo.ru

Сталинский ампир

Ампир был популярен в России до середины XIX века, а затем стал забываться, как всё имперское. Однако направление переродилось и вернулось уже в СССР — в 1930-х, как сталинский ампир. Советские архитекторы также вдохновлялись архитектурой Древней Греции и Рима и перерабатывали опыт александровского ампира.


Здание МИД в Москве, одна из сталинских высоток ©valeryromanov

На базе чего и были возведены одни из самых ярких и одновременно классических примеров сталинского ампира — 7 сталинских высоток. Снаружи — монументальность, лавровые венки, ампир и классицизм с элементами барокко. Внутри — советская роскошь и помпезность в массивной резной мебели, высоких потолках, лепнине и бронзе. Также к сталинскому ампиру в Москве стоит отнести здание Министерства обороны на Знаменке и, конечно, станции кольцевой линии московского метро (особенно станцию «Октябрьская»). А закончился сталинский ампир в России 4 ноября 1955 года, постановлением ЦК КПСС от «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».


На обложке: фрагмент Михайловского замка в стиле ампир, Санкт-Петербург ©bonesearch.com